Экономика Татарстана/Инвестиционный климат Татарстана
Инвестиционный климат Республики Татарстан — инвестиционный климат, сложившийся в Татарстане, способствующий его экономическому росту и влияющий на благосостояние региона России. От состояния инвестклимата зависит развитие промышленности, увеличение постоянных рабочих мест, рост благосостояния населения республики [1] [2] .
Татарстан стабильно входит в лидеры Национального рейтинга по инвестиционной привлекательности среди субъектов России, составляемого Агентством социальной информации: с 2015 года не выходит из тройки лидеров [3] [4] . Всемирный банк в Рейтинге лёгкости ведения бизнеса 2020 оценивает республику 5-й по России [5] .
На декабрь 2020 года инфраструктура инвестиционного климата республики включала 100 индустриальных парков, пять ТОСЭРов [6] , две особые экономические зоны — «Алабуга» и «Иннополис» [7] [2] . Развитием и поддержкой инвестклимата занимаются регулирующие институты и организации, среди них региональные министерства, инвестиционные фонды и советы, специально создано Агентство инвестиционного развития [8] .
Содержание
- 1 Оценка инвестиционного климата и рейтинги
- 2 Инвестиционные риски
- 3 «Стратегия—2030»
- 4 Территориальные меры поддержки, льготы и развитие
- 4.1 Экономическое зонирование
- 4.2 Особые экономические зоны
- 4.2.1 Алабуга
- 4.2.2 Иннополис
- 4.3 Территории опережающего развития
- 4.4 Промышленные и индустриальные парки
- 4.5 Промышленные кластеры
- 4.6 Исламские инструменты привлечения инвестиций
- 4.7 Прочие меры поддержки
- 5 Региональные институты поддержки инвесторов
- 5.1 Агентство инвестиционного развития
- 5.2 Министерство промышленности и торговли
- 5.3 Министерство экономики
- 5.4 Торгово-промышленная палата
- 5.5 Инвестиционно-венчурный фонд
- 5.6 Представительства Республики Татарстан
- 6 Деловые события для привлечения инвестиций
- 7 Примечания
- 8 Литература
- 9 Ссылки
Оценка инвестиционного климата и рейтинги [ править ]
Основные законы, регулирующие инновационную деятельность в Татарстане
* ФЗ об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений
- ФЗ об иностранных инвестициях в РФ
- «Об инвестиционной деятельности в РТ» от 25 ноября 1998 года
- «Об иностранных инвестициях в РТ» от 19 июля 1994 года
- «О налоге на имущество организаций» закон РТ от 28 ноября 2003 года
- «Об инвестиционном налоговом кредите в РТ» от 10 октября 2011 года
Год | Место | Количество субъектов |
---|---|---|
2020 | 2 | все регионы РФ |
2019 | 2 | все регионы РФ |
2018 | 3 | все регионы РФ |
2017 | 1 | все регионы РФ |
2016 | 1 | 85 субъектов РФ |
2015 | 1 | 76 субъектов РФ |
2014 | 4 | 21 субъект РФ |
В 2016 году Россия поднялась на четыре позиции по оценке инвестиционной привлекательности Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, где среди прочего смотрится на лёгкость регистрации предприятий, доступность кредитов, уровень защиты миноритарных инвесторов и ряд других факторов. Одновременно с ростом рейтинга страны был отмечен рост инвестиций в российские регионы, преимуществом которых была ёмкость внутреннего рынка [2] . Вместе с общероссийским курсом на усиление инвестиционного имиджа и климата, регионы принялись разрабатывать, утверждать и реализовывать собственные тематические «дорожные карты» [9] . Агентство стратегических инициатив использовало опыт привлечения инвестиций в Татарстан как основу для разработки «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе» [1] .
Положительная динамика поступлений инвестиций в Татарстан наблюдалась с 1998 года. В 2006-м Москва и Татарстан вместе привлекли 75 % общего объёма инвестиций в Россию — на республику пришлось $65 млн [10] . К 2016-му регион уже характеризовался развитой инфраструктурой [3] , большим количеством инвестплощадок, среди которых были ОЭЗ, индустриальные парки и технополисы, бизнес-инкубаторы, институты развития и поддержки инвестдеятельности. В Татарстане отмечается высокий запас природных ресурсов, интересных для потенциальных инвесторов добывающей и обрабатывающей отрасли [9] . Forbes ещё в 2011-м признал Татарстан лучшим регионом для ведения бизнеса [3] .
С 2014 года Россия ведёт публичный Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, которое составляет Агентство стратегических инициатив [9] [4] . Оценка определяется инвестиционным потенциалом, инвестиционными рисками и законодательными условиями [10] . На 2020 год Татарстан занимает второе место, первое остаётся за Москвой (Таблица 1) [11] [12] .
Всемирный банк в Рейтинге лёгкости ведения бизнеса оценивает республику 5-й по России [5] . Согласно агентству RAEX, в 2020-м Татарстан в рейтингах инвестиционной привлекательности и рисков инвестиций находится на 7 месте, годом ранее был на 6-м [13] . По данным российской независимой инвесткомпании InfraOne, на 2020-й Татарстан входит в топ-10 российских регионов и возглавляет Приволжский федеральный округ (ПФО) по индексу развития инфраструктуры (важный фактор взаимодействия государственно-частного партнёрства) [14] [15] .
ФАС в 2020-м также отзывается об инвестклимате Татарстана как наиболее здоровом в стране наряду с Москвой, Петербургом, Тульской и Московской областями [16] (для справки: в 2019-м порядка 70 % всех российских инвестиций приходится на индустриальные парки и иные экономические площадки Татарстана, Калужской, Липецкой, Ульяновской и Московской области [17] ).
Среди других показателей эффективности инвестиционного климата — так называемый «зелёный рейтинг» российских городов, он же ESG-рейтинг, или рейтинг качества госуправления. Татарстан наряду с Москвой входит в этот рейтинг два года подряд. ESG-рейтинг оценивает уровень подверженности риску и степень его нивелирования. При оценке учитывается, например, наличие комиссий по противодействию коррупции, раскрытие сведений о доходах сотрудников администрации и другие факторы, которые также положительно влияют на рост инвестиционного потенциала [18] .
В денежном выражении, по данным Росстата, инвестиции в основной капитал Татарстана в 2018-м превысили 629,7 млн рублей, из них 34,5 % — привлечённые средства [19] . На территории республики реализовали более 400 инвестпроектов с привлечением инвестиций из 29 стран. Наиболее крупные иностранные инвесторы — [w:Соединённые Штаты Америки|США]] (порядка 35 %, или $590 млн), Германия, Турция, Китай и Нидерланды [20] . За 9 месяцев 2019 года Татарстан получил $1,6 млрд прямых иностранных инвестиций, что позволило попасть в пятёрку лучших регионов России и по этому показателю [21] . За этот же период 2020 года республика получила 336,5 млрд рублей, при этом порядка 65 % — реинвестирование, а наиболее активными партнёрами оказались Германия, Нидерланды, Турция и Финляндия, спад экономической активности был связан с международной пандемией коронавируса [22] .
Инвестиционные риски [ править ]
Одним из крупнейших рисков для инвесторов является несовершенство законодательной базы на государственном уровне [9] и общая турбулентность рынка, вызванная санкциями [3] , поэтому инвесторам требуются гарантии благоприятного режима деятельности [1] . Чтобы подстраховать крупные вложения, в декабре 2020 года Минэкономразвития России подготовило соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК): инвестиции компании в основной капитал региона должны составлять 25—27 % ВВП в год, за что компании получают стабильные льготы и субсидии на свой проект. Татарстан просил Комитет Совета Федерации по экономической политике принять подобный закон ещё с 2018 года, чтобы защитить своих инвесторов [23] . В числе первых трёх компаний, на которые распространяется СЗПК, проект логистического центра Wildberries в Татарстане на 4000 рабочих мест и вложением 5 млрд рублей [24] [25] .
На инвестиционные процессы влияют геополитические факторы. Так, с лета 2014 года Castorama подбирала площадку в Татарстане, магазин был открыт в 2018-м на площади 60 тыс. м², объёмом инвестиций порядка 2 млрд рублей и созданием 190 рабочих мест, но уже в 2019-м компания заявила об уходе из России. Эксперты говорили о несоответствии ассортимента и цены потребительским запросам [26] .
На решение компаний могут влиять местные условия. В 2013 году французская компания Schneider Electric свернула открытое в 2008-м производство и перенесла его в Екатеринбург. В планы компании не входила поднятая арендная плата частного промышленного парка в Лаишевском районе [27] . Кроме высокой арендной платы, негативными факторами для инвесторов могут быть высокие тарифы на энергоресурсы и подключение к инженерным сетям, долгое получение разрешения на строительство, высокие ставки по кредитам, неудобные логистические услуги и другое [1] .
Другой пример инвестиционных рисков — непопулярные проекты среди населения. Так, В 2020 году было объявлено о планах построить на берегу реки Казанки рядом со стадионом «Ак Барс Арена» 125-метровую «Тюбетей Tower» со смотровой площадкой, объект входил в многоэтажный комплекс. Несмотря на то, что на строительство уже налагался ряд ограничений, усложняющих работы — охранная зона ЮНЕСКО и полётные ограничения — проект вызвал публичные обсуждения уместности подобного объекта в центре Казани. Активистам удалось убедить правительство перенести высотную застройку, и уже в начале сентября президент Татарстана предложил девелоперам и инвесторам рассмотреть «депрессивные районы и промзоны Казани» [28] [29] [30] [31] .
Экономисты на 2020 год считают недостаточным приток инвестиций в сферу научных разработок региона: научные лаборатории, исследовательские центры и другие наукоёмкие объекты экономики [3] .
В 2020 году экономика и инвестиционные проекты республики были в значимой степени парализованы из-за пандемии коронавируса, которая заставило компании пересмотреть свои финансовые портфели. Несмотря на это, ряд компаний запустили благотворительные и социально-ответственные проекты. Так, турецкая компания «Хаят Кимья» передала в Елабужскую центральную больницу санитарно-гигиеническую продукцию, а татарстанский «Макдоналдс» бесплатно кормил сотрудников скорой помощи. По данным АИР, из-за экономического кризиса бизнес закрывали преимущественно компании, работающие по модели государственно-частного партнёрства, потому что госфинансирование этих программ сократилось. Также существует ряд замороженных проектов из-за закрытых границ: чтобы зарегистрировать компанию требуется физическое присутствие владельца [32] [22] .
«Стратегия—2030» [ править ]
Внешние изображения | |
---|---|
Приоритетные секторы инвестирования | |
Инфографика |
Стратегию экономического развития республики до 2030 года начали разрабатывать на рубеже 2013—2014 годов по поручению президента республики Рустама Минниханова [33] . Главной целью было «сделать Татарстан глобально узнаваемым в сфере экономики, инфраструктуры, здравоохранения, образования, культуры и туризма» [34] . В 2015 году приняли закон «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» и поделили реализацию стратегии на четыре этапа, в соответствии с периодами бюджетного планирования: 2016—2018, 2019—2021, 2022—2024 и 2025—2030 годы [35] [36] .
В центре стратегии находится человек, его качество жизни и возможность развития. А реализация должна достигаться путём инвестирования в приоритетные сектора экономики: нефтегазохимический комплекс, энергетика, машиностроение, агропромышленность [37] — вопросы регулирования инвестдеятельности Татарстана являются ключевыми в этой стратегии [1] [3] .
Согласно закону, в стратегию могут быть внесены изменения по меняющимся экономическим обстоятельствам. Так, в 2019-м план по иностранным инвестициям был откорректирован в пользу частных инвесторов. Согласно обновленному документу, прямые иностранные инвестиции в Татарстан к 2030 году должны составить $5,7 млрд, то есть увеличатся в 3,2 раза, а версия 2015 года предполагала рост в 12,8 раз — до $44,1 млрд. Во многом это связано с санкциями против России, девальвацией рубля и укреплением предприятий импортозамещения [38] . В 2020-м стратегию дополнили направлениями развития цифровой экономики, поддержкой самозанятых, переподготовкой и занятостью людей предпенсионного возраста [39] [40] .
Территориальные меры поддержки, льготы и развитие [ править ]
Татарстан привлекает инвесторов за счёт усовершенствования регионального законодательства, позволяющего в рамках общероссийского выдавать ряд преференций и льгот на муниципальном уровне, создавая научную и кадровую базу (например, за счёт Университета Иннополис и окружающего его наукограда [2] ), инфраструктурно и другими подходами [1] .
Экономическое зонирование [ править ]
Также, как Россия занимается оценкой инвестиционной эффективности своих субъектов, Правительство Татарстана оценивает работу муниципальных районов, в том числе по данным Федеральной службы государственной статистики РТ. Согласно ФСС, в 2019-м году инвестиции в основной капитал всех 43 районов Татарстана (без учёта субъектов малого предпринимательства) составил 350 157,1 млн рублей (в 2018-м — 370 757,9 млн) [41] . Показатель за первое полугодие 2020-го — 125 293,5 млн рублей [42] .
На 2020 год республика делится на шесть экономических зон: Казанская агломерация (она же — Столичная экономическая зона), Предволжская ЭЗ, Предкамская ЭЗ, Закамская ЭЗ, Нижне-Камская (или Набережночелнинская) агломерация и Юго-Восточная ЭЗ [43] . Подобное деление экономически необходимо, чтобы исправить сложившуюся диспропорцию ВРП, инвестиций в основной капитал на душу населения, средней зарплаты в районе и уровня безработицы [3] [44] [45] .
Инвестиционно-привлекательными и конкурентными за крупные проекты наряду с большими городами являются агломерации [46] . Их развитие входит в «Стратегию—2030». В республике есть три агломерации: Казанская, Камская и Альметьевская [47] [48] .
Особые экономические зоны [ править ]
Особые экономические зоны (ОЭЗ) — это территории, наделённые особым юридическим статусом внутри федерации и имеющие льготные экономические условия для своих резидентов [49] [50] . ОЭЗ Татарстана — зоны, где действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности для привлечения прямых инвестиций и развития региона. В республике расположены две ОЭЗ — «Алабуга» и «Иннополис», третья в Альметьевском районе находится в стадии разработки [51] . Изначально акции ОЭЗ принадлежали РФ, с января 2018-го их 100 % владелец — Республика Татарстан [52] .
Алабуга [ править ]
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» расположена в Елабужском районе. Исторически эта территория была площадью Камского тракторного завода (КамТЗ), позднее — ЕлАЗа. В 1998-м Госсовет Татарстана запустил на этой площадке экспериментальную свободную экономическую зону (СЭЗ), чтобы использовать её для привлечения инвесторов по льготным условиям. СЭЗ проработала до 2003 года и была закрыта решением Верховного суда России из-за несостыковок с законами РФ [53] [54] . Однако опыт Татарстана привлёк внимание Министерства экономического развития, поэтому уже в 2005-м был разработан законопроект «Об особых экономических зонах», а Елабугу посетил Герман Греф. Проект особой экономической зоны в Татарстане стал одним из двух победителей конкурса на создание первых российских ОЭЗ, а 21 декабря 2005 года Правительство России приняло постановление № 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа». Официальная церемония открытия «Алабуги» прошла 20 ноября 2007 года [55] [56] .
В 2015 году на территории «Алабуги» были открыты 2 индустриальных парка: «Синергия» и «А Плюс Парк Алабуга» [57] [58] , в 2020-м открыли третий парк — «Синергия 2» [59] . «Алабуга» на 2020 год — крупнейшая и наиболее успешная особая экономическая зона промышленно-производственного типа в России. На её территории запущено 33 предприятия, она приносит 72 % выручки от всех ОЭЗ страны России, на неё приходится также 50 % всех российских инвестиций [60] [61] [62] [63] [64] . На 2020 год резиденты привлекли 212,4 млрд рублей, из которых фактически вложено порядка 140 млрд, крупнейшие зарубежные инвесторы — Нидерланды и Турция [61] [62] . В совокупности компании создали на территории «Алабуги» более 7000 рабочих мест [61] [65] .
С 2012 года «Алабуга» шесть раз входила в рейтинги лучших свободных экономических зон fDi Intelligence — подразделения делового издания The Financial Times [66] [67] . В 2020-м обе татарстанские ОЭЗ вошли в топ национального рейтинга инвестиционной привлекательности особых экономических зон, «Алабуга» там оказалась уже четвёртый раз [68] .
Иннополис [ править ]
Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис» находится на территории одноимённого города-спутника Казани, это пятая ОЭЗ в России и вторая в регионе после «Алабуги» [69] . Была создана постановлением Правительства России 1 ноября 2012 года. ОЭЗ состоит из двух площадок, расположенных в Верхнеуслонском и Лаишевском районах республики. Её общая территория 311 га: на основной площадке в центре Иннополиса площадью 192 га располагаются офисы ИТ-компаний и лабораторные помещения, вторая площадка в 118 га выделена под производство и выпуск продуктов компаний и находится недалеко от международного аэропорта «Казань» [70] . В 2019 году стало известно о строительстве новой площадки ОЭЗ на территории столицы — это будет технопарк площадью 16 тыс. га [71] . В инфраструктуру ОЭЗ «Иннополиса» входит два технопарка — многофункциональный парк имени Александра Попова и строящийся парк имени Николая Лобачевского [72] [73] .
На 2020 год статус резидента ОЭЗ «Иннополис» имеют 109 компаний, 26 являются партнёрами, ещё 50 получили статус стартапа [74] , за всё время они создали около 3800 рабочих мест и инвестировали порядка 27 млрд рублей [75] . С января 2020 года до 2023 года резиденты могут платить налоги по упрощённой схеме налогообложения — 1 % от общего объёма доходов или 5 %, если налогоплательщик (компания из IT-индустрии) выбирает режим «доходы минус расходы» [76] [77] .
В 2018 году ОЭЗ «Иннополис» получила награду от государственной компании «Особые экономические зоны» в номинации «Социальная среда» за развитие бизнес-экосистемы региона. В 2019 и 2020 годах инновационная зона вошла в рейтинг Global Free Zones of the Year 2019 Awards журнала fDi Magazine сразу по нескольким номинациям [78] . ОЭЗ «Иннополис» также является участником World Free Zones Organization и членом Ассоциации развития кластеров и технопарков России [79] [80] .
Территории опережающего развития [ править ]
Территории опережающего социально-экономического развития Республики Татарстана (ТОСЭР) — зоны с особыми условиями для бизнеса, созданные с целью продвинуть социальное и экономическое развитие региона. По умолчанию территорией ТОСЭР считается территория города, но по решению региональных властей к ней может быть присоединена территория индустриальных парков на периферии города. В Татарстане статус ТОСЭР имеют пять моногородов: Набережные Челны, Нижнекамск, Зеленодольск, Чистополь и Менделеевск. Совокупный объём инвестиций резидентов на октябрь 2020 года составил 15,5 млрд рублей, в том числе 13,5 млрд — капитальные вложения. На декабрь 2020 года количество резидентов составило 93 [81] [82] .
Для повышения уровня инвестиционной привлекательности резидентам ТОСЭР полагаются определённые налоговые льготы. Они устанавливаются на федеральном и региональном уровнях. Так, Республика Татарстан вправе снизить для резидентов своих ТОСЭР ставку налога в бюджет с 7 % (вместо 18 %) до 5 % и даже 2,5 %. При этом, все налоги остаются в региональном бюджете (стандартно они распределяются на 2 и 18 % в пользу местного [83] ). Также среди преференций предусмотрены льготы по налогам на прибыль и имущество, льготы на земельный налог [84] [85] .
Промышленные и индустриальные парки [ править ]
Промышленные и индустриальные парки Татарстана представляют собой специальные территории, которые объединяют производственные и иные предприятия за счёт общей инфраструктуры и взаимной производственной кооперации. Такие территории обеспечены всей необходимой инфраструктурой и энергоносителями, на них действует единая административно-правовая система [86] [87] . На 2020 год в республике действуют 100 промышленных парков, в которых представлены более 1500 резидентов и образованы около 32 тысяч рабочих мест. Государственные инвестиции вложены в создание только 18 объектов из 100, остальные парки функционируют на частные вложения [88] [89] [90] .
Татарстан является регионом-лидером по числу успешных кластеров промышленных парков [91] . На первый квартал 2020 года объём отгруженной продукции составил 46,7 млрд по сравнению с 32,1 млрд отгруженными за первый квартал 2019-го. Таким образом, темп роста составил 145,5 %. Количество резидентов увеличилось с 1377 до 1497 соответственно (темп роста — 108,7 %), а объём налоговых отчислений с 3,5 млрд до 5,8 млрд (темп роста — 164 %) [92] [6] .
Несмотря на это, президент Татарстана и Агентство инвестиционного развития Татарстана выступают с регулярной критикой плохой заполненности промышленных парков: инвесторы нередко выбирают промпарки в зависимости от их популярности и близости к ОЭЗ, поэтому и эффективность, и предложения самих парков также варьируется [90] .
Промышленные кластеры [ править ]
Кластер — продукт кластерной политики страны, который также эффективно влияет на привлечение инвестиций. Он меньше, чем отрасль экономики, и представляет собой группу компаний, объединённых соглашением, которые территориально находятся недалеко, выпускают сходную продукцию, связаны хозяйственными отношениями, их деятельность регулируется региональными институтами [93] . Задача кластеров — не только развивать экономику, но и улучшать качество жизни местных жителей, привлекать специалистов и инвестиции, создавать рабочие места [94] .
На 2019 год в списке промышленных кластеров Татарстана было официально зарегистрировано 7 направлений: строительный, строительных технологий и материалов, машиностроительный, медицинского инструмента и медицинской техники, Камский машиностроительный промышленный кластер, межрегиональный «Композиты без границ» и пищевой [95] . Помимо этого регулярно предлагаются проекты иных кластеров: мебельного [96] , спортивного [97] , туристско-рекреационного (привлечено 47 млн рублей от Ростуризма на экокластеры «Камское устье» и «Высокогорский») [98] .
Проекты, которые открываются внутри кластеров, приносят региону значительные доходы. Так, в «Алабуге», которая вошла в межрегиональный кластер «Композиты без границ» в 2018-м, в располагается завод по производству углеродного волокна «Алабуга-Волокно» [99] [100] . В 2020-м Минпромторг России заявил о расширении поддержки этого направления, что в перспективе 2022 года позволит предприятию «Алабуга-Волокно» увеличить объём производства на 3 млрд рублей — это означает поступление в федеральный бюджет свыше 500 млн [101] .
Наиболее привлекательными отраслями до 2018 года для инвестиций были нефтеперерабатывающая, машиностроительная, химическая и нефтехимическая [1] . Однако, на 2020 год АИР, директор которого является председателем наблюдательного совета машиностроительного кластера [102] , предлагает распустить часть его комитетов из-за их экономической неактивности [103] .
Исламские инструменты привлечения инвестиций [ править ]
В 2019-м Кабинет министров РТ утвердил региональный проект Halal Life Style (рус. Халяль как образ жизни). Основная цель проекта — популяризировать халяльный образ жизни в Татарстане и продвигать татарстанские бренды в России и за рубежом [104] . В «дорожной карте» определены порядка 60 направлений поддержки халяльного бизнеса и популяризации халяльного образа жизни республики, среди которых туризм, производство, мода, финансы, информационные технологии, медиа и другие [105] . Все эти направления должны проходить специальную сертификацию, например, в Комитете по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) [106] .
Татарстан был пилотным регионом в рамках ряда проектов по развитию исламских финансов в России. В марте 2010 года Кабинет Министров Республики Татарстан и Исламский банк развития учредили «Татарстанскую международную инвестиционную компанию» (ТМИК), призванную содействовать развитию исламской финансовой сферы [107] , но в полной мере удалось реализовать только направление лизинга по контракту «иджара» (аналог лизинга, при котором финансовое учреждение приобретает оборудование и передаёт его в аренду с переходом права собственности по факту выплаты всей суммы): с 2012 года в Татарстане работает «Евразийская лизинговая компания», соинвестором которой с 2013 года является «РТ-Инвест» [108] [109] . В 2016 году при участии Центробанка России, Нацбанка Татарстана, ДУМ РТ, Исламского банка развития и Татфондбанка на базе Татагропромбанка был запущен Центр партнёрского банкинга (ЦПБ), который оказывал услуги в полном соответствии с нормами шариата. Проект закрылся спустя год, когда ЦБ отозвал лицензию сперва у Татфондбанка, а затем у Татагропромбанка, филиалом которого формально являлся ЦПБ, так данный проект исламского банкинга был признан неудачным в республике [110] [111] .
Однако в Татарстане существуют финансовые организации, которые предоставляют финансовые услуги по шариату в частном порядке. Так в 2007 году УК «БрокерКредитСервис» представила в Казани первый открытый исламский паевой инвестиционный фонд «Халяль» [112] , который вкладывал средства только в надёжные ценные бумаги, одобренные автономной некоммерческой организацией «Зам-Зам +», созданной для координации бизнеса и мусульманской диаспоры [113] . С 2010 года в Татарстане работает крупнейшая в стране исламская финансовая организация «Финансовый дом „Амаль“», которая предлагает финансовые услуги физическим лицам и компаниям, главным образом, работающим в индустрии халяль. В числе финансовых продуктов, которые предлагает «Амаль» — пластиковые карты, предназначенные для накопления денег для совершения хаджа [114] . Национальное рейтинговое агентство, уполномоченное оценивать соответствие деятельности компаний шариату, присвоило «Амаль» рейтинг на уровне Sh1 — полное соответствие [110] [115] . С 2019 года дочерняя структура «АК Барс Банка» начала выдавать ипотеку по контракту «мурабаха» в соответствии с нормами шариата [116] .
Прочие меры поддержки [ править ]
Существует федеральные, государственные и муниципальные меры поддержки. С 2016 года Инвестиционно-венчурный фонд Татарстана наделён полномочиями регионального фонда поддержки промышленности. Совместно с федеральным Фондом развития промышленности (ФРП) он реализует программу «Проекты развития», софинансируя инновационные и инвестиционные проекты. Получатель может рассчитывать на займ от 20 до 100 млн рублей (проект должен стоить больше 40 млн), если сам вложит не менее 50 %. Всего ФРП с 2015 по 2020 год профинансировал 34 татарстанских проекта на общую сумму около 8 млрд рублей — это пятый результат среди всех регионов России, из них доля «Проектов развития» — почти 3,5 млрд (1 млрд — деньги Инвестфонда Татарстана) [117] [118] . Другие программы поддержки Фонда развития промышленности в регионе: «Комплектующие изделия», «Станостроение», «Лизинговые проекты», «Конверсия», «Маркировка лекарств», «Повышение производительности труда», «Цифровизация промышленности» и «Приоритетные проекты» [119] .
Ежегодно в республике принимается перечень приоритетных инвестиционных проектов, на реализацию которых можно получить субсидии в рамках Инвестиционного меморандума, утверждённого постановлением Кабмина РТ 25 ноября 2013 года [120] . Вхождение проекта в этот список страхует компанию от некоторых рисков: повышает шансы получить займы и господдержку, внести объекты в градостроительные документы и получить ряд других возможностей [121] [1] . Например, в его рамках реализуется один из проектов «Нижнекамскнефтехим» [122] . Для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, субъектов МСБ и ИП, Агентство инвестразвития совместно с Министерством цифрового развития РТ разрабатывает сервис «Мои субсидии». В пилотном режиме сервис уже используется в Балтасинском районе [123] .
В ряде случаев региональные власти могут заключить государственно-частное партнерство (ГЧП), как его частный пример — концессионное соглашение. Сложность реализации ГЧП-проектов или концессий в том, что на текущий момент региону сложно прогнозировать бюджет больше, чем на год, в свою очередь частные инвесторы также могут оказаться ненадёжными. В подобных проектах многое зависит от муниципальной инициативы. Однако, подобные соглашения считаются потенциально перспективными и востребованными у инвесторов, поэтому направление развивается. На декабрь 2020 года 155 концессионных соглашений приходится на жилищно-коммунальную сферу, 12 — здравоохранение, пять — энергосервисы, три — культура и отдых, одно — муниципально-частное партнерство на строительство спортивно-оздоровительного комплекса [124] [125] .
Региональные институты поддержки инвесторов [ править ]
В республике сразу несколько институтов работают над привлечением инвестиций в Татарстан и обеспечивают комфортную работу. Развитие инвестпроектов есть в числе обязанностей Министерства экономики и Министерства промышленности Татарстана [126] . Однако, в 2011-м было создано специализированное ведомство, отвечающее за привлечение инвестиций в республику, сопровождение инвесторов и поддержку МСБ — Агентство инвестиционного развития (АИР) [3] . По статусу АИР находится на одном уровне с республиканскими министерствами и подчиняется напрямую президенту Республики Татарстан [127] . В 2012 году президент Татарстана подписал указ о создании Инвестиционного совета республики [128] [8] . Это коллегиальный совещательный орган, который обсуждает все вопросы о привлечении инвестиций в экономику региона [129] .
Среди других институтов Торгово-промышленная палата РТ — некоммерческое профессиональное объединение, которое входит в состав всероссийской ТПП [130] . В регионе действует два основных фонда инвестподдержки: республиканский Инвестиционно-венчурный фонд, он является полномочным органом Фонда развития промышленности в Татарстане и занимается наукоёмким производством [131] , и частный Фонде прямых инвестиций [132] .
Для привлечения инвесторов из других стран АИР активно работает с иностранными представительствами Республики Татарстан, которые открыты в Узбекистане, Азербайджане, Франции, США, Украине, Австрии, Чехии и Словакии, Австралии, Казахстане, Турции, на Кипре [133] [134] .
Помимо этих органов в регионе действуют Корпорация развития РТ, Корпорация продвижения экспорта и инвестиций РТ, Агентство по привлечению инвестиций и развитию территории и другие [1] .
Агентство инвестиционного развития [ править ]
Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан — специализированный орган государственной исполнительной власти, созданный в 2011-м на базе Комитета по развитию малого и среднего бизнеса, является единым окном по работе с инвесторами в регионе [135] [2] . Основной задачей нового ведомства стало представление Татарстана как инвестиционно привлекательного региона и сопровождение инвестиционных проектов [3] , для чего под его управление были переведены зарубежные представительства Республики Татарстан [136] [137] . Возглавляет АИР Талия Минуллина, она же входит в Инвестиционный совет Татарстана [138] [139] [140] .
Агентство сотрудничает с разными типами финансовых организаций от институтов развития до банков [140] . Одним из первых масштабных проектов АИР стала глобальная PR-кампания Invest in Tatarstan на 11 языках, официальный сайт также доступен на 11 языках и содержит всю информацию об инвестклимате республики [139] [141] . С 2011 года АИР в соавторстве с международной консалтинговой компанией PwC выпускает «Путеводитель инвестора» [142] [143] . С 2014-го при агентстве работает совещательный орган — Клуб инвесторов. АИР сопровождает инвестора на всех этапах реализации проекта, а инвестор автоматически становится членом клуба [144] [145] . Согласно статистике 2019 года, агентству удалось привлечь в регион более 24 млрд рублей при запланированных 4 млрд [146] .
Среди наград АИР премия ООН 2018 года за выдающиеся достижения в проектах стимулирования секторов, которые принесут социально-экономические выгоды и помогут странам достичь устойчивого развития [147] . АИР стало первым российским ведомством, удостоенным этой награды [148] . В 2020-м агентство получило престижную международную бизнес-премию Stevie Awards в категории «Некоммерческие и правительственные организации» [149] [150] .
Министерство промышленности и торговли [ править ]
Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан отвечает за управление внешнеторговой деятельностью, регуляцию внутреннего торгового рынка, госполитику в области промышленности и потребительского рынка. В контексте управления инвестиций, при Минпроме существует отдел сопровождения инвестиционных программ в промышленности, который помогает взаимодействовать республиканским предприятиям и федеральным органам исполнительной власти и отвечает за софинансирование промышленных проектов на территории республики [126] . Часть работы министерства по улучшению инвестклимата в республике заключается в приглашении иностранных партнёров в республику, для чего Татарстан был включен в программу въезда по электронной визе [151] .
Орган ведёт свою историю от Министерства торговли Татарской АССР, созданного в марте 1946 года из Наркомата торговли. После распада Советского союза, в 1996 году его реорганизовали в Министерство торговли и потребительских услуг, а в 1998-м переименовали в Министерство торговли и экономического сотрудничества РТ [152] . Министерство в современном виде было образовано на основании указа президента республики от 10 июля 2007 года на базе Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества. Оно подчиняется напрямую президенту Татарстана и Кабмину республики [152] .
Министерство экономики [ править ]
Министерство экономики Татарстана — исполнительный орган госвласти республики, который реализует официальную политику по экономическому развитию и инвестиционной деятельности, а также формирует госпрограммы, федеральные целевые программы. Министерство мониторит и анализирует состояние МСБ и условий для инвестиций в республику, в том числе занимаясь увеличением доли сектора МСБ в национальной экономике [153] [154] [137] . В министерстве проводят встречи с инвесторами и предоставляют информацию о льготах, возможностях региона, советуют стратегии по запуску проекта [155] . Минэкономики поддерживает инвесткомпании, в том числе и через Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере [156] . Министерство создало НКО «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан», задача которого привлекать инвестиции, предоставлять займы, консультировать и информировать потенциальных инвесторов о республиканских и федеральных мерах поддержки предпринимательства [157] . До 2011 года при министерстве работал отдел инвестиций, после его ликвидации сотрудники перешли на работу в специально созданное Агентство инвестиционного развития [137] .
Торгово-промышленная палата [ править ]
Торгово-промышленная палата РТ (ТПП РТ) — некоммерческая негосударственная организация, которая на добровольной основе объединяет российские организации, юрлица и ИП [158] [130] . ТПП РТ входит в состав Торгово-промышленной палаты России на правах независимой организации [159] .
Одна из целей палаты — содействовать развитию инвестиционной деятельности, государственно-частного и муниципально-частного партнёрства в республике. Для этого специалисты ТПП РТ предлагают свою экспертизу, мониторят законы республики и иные правовые акты в сфере инноваций и инвестиций, передают от муниципальных органов к органам госвласти предложения по совершенствованию инвестиционной и инновационной деятельности [130] . Также ТПП предлагает услуги по сопровождению инвестиционных проектов [160] .
Инвестиционно-венчурный фонд [ править ]
Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан — государственная некоммерческая организация, созданная в ноябре 2004 года постановлением Кабинета министров республики для развития инновационной деятельности в Татарстане. Организация является полномочным органом Фонда развития промышленности РТ и помогает МСБ получить льготное заёмное софинансирование. Инвестиционно-венчурный фонд также занимается повышением инновационного потенциала через развитие наукоёмкого производства, внедрение прогрессивных технологий, поддержку инноваций и создание условий для увеличения числа предприятий венчурного капитала [161] . В 2005 году фонд стал членом Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ) [162] .
Организация проводит ежегодные акселерационные программы для помощи стартапам в выходе на рынок. Доля фонда при софинансировании проекта составляет менее 50 %, остальное принадлежит менеджменту и другим заинтересованным сторонам. После успешной реализации проектов фонд выходит из уставного капитала через продажу принадлежащего ему пакета акций [163] [164] [131] .
Среди известных проектов фонда — сервис Evernote, в котором в 2008—2009 годах фонд стал соинвестором совместно с компанией «Тройка Диалог». Объём инвестиций фонда в Evernote составил $4,5 млн. Известно, что в 2012-м «Тройка Диалог» продала Sequoia Capital свою долю за $45 млн [165] . А в июле 2020 года Инвестиционно-венчурный фонд подписал договор с Новикомбанком (опорный банк корпорации Ростех) о совместной финансовой поддержке инвестиционных промышленных проектов республики [166] .
Представительства Республики Татарстан [ править ]
Первые иностранные представительства Татарстана были созданы в Узбекистане, Азербайджане, Франции, США, Украине, Австрии, Чехии и Словакии, Австралии, Казахстане, Турции, на Кипре ещё в 1992—1997 годах [133] . На 2020 год Республика Татарстан имеет 21 представительство в российских субъектах и за рубежом [134] . Их статус и принцип работы определяет закон № 47-ЗРТ «О представительствах Республики Татарстан», согласно которому представительства разделяются на полномочные, постоянные и торгово-экономические, но все имеют одинаковые функции. Постоянные представительства работают в составе торгового представительства Российской Федерации в иностранном государстве. Торгово-экономические ориентируются на соответствующие интересы Татарстана [133] , но традиционно сфокусированы на экспортном потенциале республики [134] .
Зарубежные представительства были переведены под управление АИР, поскольку основной задачей агентства является представление Татарстана как инвестиционно привлекательного региона [167] . АИР проводит в представительствах ежегодные расширенные совещания с потенциальными партнёрами. Кроме того, представительства должны обеспечивать поддержку татарстанских проектов на местах их расположения [133] .
Деловые события для привлечения инвестиций [ править ]
В республике регулярно проходят события международного, федерального, регионального и районного масштаба, направленные на привлечение инвесторов и создание новых проектов в Татарстане. Среди наиболее крупных и регулярных мероприятий следующие:
- Особое внимание уделено позиционированию республики как исламского в экономическом контексте региона, ориентированного на партнёров из стран Юго-Восточной Азии[168] . В рамках этой стратегии с 2009 года ежегодно проводится KazanSummit, позже переименованный в «Россия — Исламский мир: KazanSummit» [169] . Это главная площадка экономического взаимодействия России и стран исламского мира [170] . Так, в 2017-м было заявлено о создании в Казани новой автономной структуры для исламского банкинга, которая будет предоставлять банковские услуги по канонам шариата, что зачастую принципиально для мусульманских инвесторов [171][172] .
- Казанский форум молодых предпринимателей стран Организации исламского сотрудничества существует с 2015 года и ежегодно собирает порядка 30 IT-проектов из исламских союзных стран [173] , обычно проходит в рамках молодёжного регионального форума «Наш Татарстан. Территория возможностей» при поддержке движения «Сэлэт» (представляет Россию в ОИС с 2012 года [174] ). В 2020 году грант в размере $3000 выиграл российский стартап [175] .
- Российский венчурный форум — крупнейшая российская площадка венчурных проектов. Форум проходит в республике с 2000 года, в 2020-м состоялся XV РВФ, где было представлено порядка 300 стартапов [176][177] .
- Форум по государственно-частному партнерству — первый был организован в 2017 году, где в целом обсуждался спектр возможных партнёрств для улучшения жизни населения [178] . Темой второго форума стали «Инвестиции в индустрию спорта», его провели на стадионе «Казань Арена» (в 2018-м Татарстан признали самым спортивным регионом России [179] ), построенному к Универсиаде—2013 и модернизированному к Чемпионату мира по футболу в 2018 году [180] . Третий форум был посвящён охране здоровья [181] . Четвёртый в 2020 году прошёл онлайн из-за пандемии коронавируса, дистанционно обсуждали ключевые факторы успешного государственно-частного партнёрства [182] .
Среди других мероприятий Татарстанский нефтегазохимический форум (одно из крупнейших международных отраслевых мероприятий России [183] [184] [185] ), инвестиционный форум «Это ТО,СЭР!» [186] [187] , форум индустриальных парков ParkI [188] [189] , форум «Деловые партнеры Татарстана» [190] [191] , «100% Татарстан Online» [192] , дважды проходила международная мультиэкспертная научно-практическая конференция Modern Engineering Systems (MES) «Современные инженерные системы. Архитектура здоровья», цель которой создать наиболее эффективные современные медицинские учреждения [193] [194] . Также к привлекательным для инвесторов мероприятиям относится престижный светский Казанский международный фестиваль мусульманского кино, который проводится с 2005 года [195] . Создатели фестиваля ставили целью объективно показать образ ислама и мусульман в российском и мировом сообществе [196] .
https://ru.wikibooks.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0/%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82_%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0