Центр Шанхайской организации сотрудничества и набора иностранных студентов (Центр ШОС ) | Структура и сотрудники СФУ

Сибирский федеральный университет

  • Главная
    • О вузе
    • Структура
    • Поступление
    • Новости
    • Обучение
    • Фото
    • Наука
    • Видео
    • Спорт
    • Внеучебная жизнь
    • Университет 4.0
    • International
  • Структура
    • Структура
    • Руководство
    • Сотрудники
  • Департамент международного сотрудничества

Центр Шанхайской организации сотрудничества и набора иностранных студентов (Центр ШОС )

Подразделения

  • Профориентационный центр СФУ в Казахстане+7 (705) 363-07-97, vasilazakirova9 [at] gmail [dot] com
  • Профориентационный центр СФУ в Киргизии+9 (9655) 176-75-72, jirgal [at] list [dot] ru
  • Профориентационный центр СФУ в Таджикистане+9 (9291) 816-64-21, akmal_jumaev.ru [at] mail [dot] ru
  • Сектор Азиатско-Тихоокеанского региона206-25-20
  • Сектор Центральной Азии206-25-20

Основной целью создания Центра стратегических исследований Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) является содействие интеграции университета в мировое научно-образовательное пространство, повышение его конкурентоспособности на глобальном рынке знаний, технологий и кадров.

В 2009 году СФУ стал одним из головных вузов Университета Шанхайской организации сотрудничества по направлению «экология».

При поддержке партнерских вузов проводится выездная приёмная кампания в странах ШОС. Планируется создание представительств СФУ в КНР, Кыргызской Республике, Монголии. Все это позволяет развивать международную научно-исследовательскую деятельность, академические обмены студентами, преподавателями, исследователями.

Центр представляет собой одновременно площадку для организации научно-исследовательской деятельности, научно-образовательного обмена между СФУ и ведущими вузами государств ШОС и АТР, а также механизм повышения уровня профессиональной подготовки магистров и аспирантов вуза.

Деятельность Центра способствует решению геополитических задач развития науки и культуры в ключевых регионах Российской Федерации, а также повышения уровня доступности бакалавриата, магистратуры и аспирантуры для лучших выпускников школ и вузов ближнего и дальнего зарубежья, возлагаемых руководством страны на федеральные университеты.

Профориентационный центр СФУ в Казахстане

Профориентационный центр СФУ в Киргизии

Профориентационный центр СФУ в Таджикистане

Сектор Азиатско-Тихоокеанского региона

Сектор Центральной Азии

Концепция университета ШОС

Университет должен функционировать как сеть уже существующих университетов в государствах-членах ШОС, а также странах-наблюдателях (Монголия, Индия, Иран, Пакистан). Подготовка кадров высшей квалификации в рамках Университета ШОС должна осуществляться по приоритетным областям культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества стран-участниц Организации (энергетика, экология, машиностроение, металлургия, материаловедение, строительство, транспорт, ТЭК, история, лингвистика, IT-технологии).

Цели создания Университета ШОС определены в рамках ШОС многосторонними нормативно-правовыми актами, принятыми государствами-членами ШОС, и состоят в:

  • укреплении взаимного доверия и добрососедских отношений между странами-участницами ШОС;
  • развитии интеграционных процессов в области образования, науки и технологий;
  • придании нового импульса к расширению многостороннего образовательного, научного и культурного сотрудничества;
  • расширении возможностей для молодежи получать качественное современное образование, а для педагогов и ученых – развивать научные контакты;
  • содействии эффективному сотрудничеству стран-участниц Организации в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях.

В настоящий момент создание полноформатного Университета ШОС представляется преждевременным по ряду факторов:

  • отсутствие нормативной базы для взаимного признания совместных дипломов всеми государствами-членами ШОС;
  • частичное несовпадение образовательных стандартов государств-членов ШОС;
  • отсутствие интернет-линий высокой пропускной способности, что затрудняет полноценное использование современных электронных сред обучения, мультимедийных и телекоммуникационных технологий;
  • сложность согласования форм и механизмов совместного финансирования в соответствии с нормами принятия решений в ШОС.

В этой связи первоочередные мероприятия по созданию Университета ШОС должны быть направлены на решение следующие основных и дополнительных задач:

  • расширение обмена учащимися, студентами, аспирантами, докторантами и научно-педагогическими работниками;
  • увеличение научно-академического сотрудничества;
  • внедрение современных образовательных методик и технологий;
  • создание механизмов признания и эквивалентности документов об образовании Университета ШОС государствами-членами ШОС и мировым образовательным сообществом.
  • проведение экспертиз и выработка рекомендаций в конкретных областях сотрудничества ШОС;
  • подготовка кадров для структур ШОС и афилированных с ней организаций;
  • создание сети языковых (русский и китайский) и страноведческих курсов.

Взаимодействие между государствами-участниками в области создания и функционирования университета ШОС идет на уровне образовательных ведомств стран с привлечением ими ведущих образовательных учреждений.

Модель Университета ШОС

Подготовка кадров высшей квалификации должна осуществляться по следующим видам образовательных программ:

  • подготовительные языковые курсы
  • бакалавриат (4 года);
  • магистратура (2 года);
  • аспирантура (3 года), предусмотренная двусторонними соглашениями;
  • докторантура (3 года);
  • программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, дистанционного и очно-заочного образования.

Основными языками обучения в рамках Университета ШОС будут государственный язык страны местонахождения и/или официальные языки ШОС — русский и китайский.

Траектория обучения: Студент может обучаться по следующим базовым траекториям:

  1. Пройти полный курс обучения в своем вузе, а также в вузе-партнере – с возможностью получения 2-х дипломов;
  2. Прослушать в вузе-партнере из числа головных (базовых) вузов УШОС один или несколько курсов учебных дисциплин по избранной специальности (включенное обучение). При этом этот курс (курсы) будут зачтены в рамках программы его основного вуза

Общая схема взаимодействия, управления и принятия решений в рамках Университета ШОС должна соответствовать механизмам, действующим в ШОС. Модель Университета ШОС должна основываться на взаимодействии университетов государств-членов ШОС, являющихся базовыми (головными) вузами по соответствующим областям подготовки в своей стране. Университет ШОС должен стать своеобразным «зонтиком», под эгидой и при поддержке которого будет осуществляться образовательная и научная кооперация. Задача головных вузов заключается в поэтапном согласовании программ аспирантов, магистров и бакалавров, реализуемых в рамках образовательных стандартов своих стран, с целью создания единых учебных программ Университета ШОС по соответствующим областям подготовки. Сотрудничество вузов в рамках Университета ШОС целесообразно начать с создания совместных аспирантских программ, которые являются наименее формализованными. Следующим элементом совместного образовательного пространства должны стать совместные магистратуры, доля вузовской составляющей у которых больше, чем в бакалаврских программах. Обучаясь в бакалавриате, студент будет иметь возможность на должном уровне получить языковую подготовку для дальнейшего обучения в магистратуре Университета ШОС без потери времени, выделенного для изучения языка. Работу по согласованию программ подготовки магистров и бакалавров Университета ШОС необходимо начать с первого этапа реализации проекта и внедрять по мере взаимного согласования разделов. Деятельность в рамках Университета ШОС следует начать с работы по нескольким приоритетным направлениям в области естественных и гуманитарных наук и, отрабатывая методологию, расширять на другие области подготовки. Университет ШОС должен быть открыт для новых вузов и создания новых совместных программ подготовки.
Исходя из интересов государств-членов ШОС целесообразно на первом этапе становления университета ввести следующие направления подготовки: регионоведение, экология, энергетика, IT-технологии. В дальнейшем по согласованию образовательных ведомств государств-участников будут введены другие направления и уточнен набор специальностей.

Схема обучения в Университете ШОС

Студент, обучающийся по программе Университета ШОС, должен иметь возможность с любого семестра продолжить свое образование в головном иностранном вузе, который реализует данную программу. При этом максимальный срок пребывания и количество иностранных вузов-партнеров не ограничивается. Студент обязан пройти обучение в иностранном вузе-партнере сроком не менее 1-го семестра.

Набор студентов осуществляется на основе взаимосогласованных квот на прием студентов в университеты по линии Университета ШОС. Квоты в целом должны соответствовать долевым взносам государств-членов ШОС в бюджете Университета. Такие квоты определяются странами ежегодно и применяются только для студентов, обучение которых финансируется из бюджета Университета ШОС. Вторая группа студентов — это студенты, обучающиеся на контрактной основе и самостоятельно покрывающие расходы на свое обучение. Количество студентов этой группы не квотируется и определяется по согласованию между базовыми вузами. Предварительное согласование необходимо, прежде всего, для планирования и регулирования последующих потоков академической мобильности.

Вам будет интересно  Немецкие фондовые биржи

По итогам обучения, студент получает диплом вуза, в котором начал обучение или проучился наибольший срок (не менее 60% времени) и на начальном этапе создания Университета ШОС – сертификат Университета ШОС, а в последствии — единый диплом Университета ШОС, признаваемый во всех странах участниках.

Система управления Университетом ШОС

В соответствии с механизмами управления, существующими в ШОС, система управления Университетом ШОС включает несколько ступеней:

  • Координационный (исполнительный) совет, в который входят по одному представителю от страны из органа, отвечающего за образовательное сотрудничество. Является целесообразным совместить представительство в Координационном совете Университета ШОС и в Экспертной рабочей группе государств-членов ШОС по сотрудничеству в области образования. При невозможности такого совмещения представитель в Координационный совет Университета ШОС назначается по согласованию с представителем Экспертной рабочей группы государств-членов ШОС по сотрудничеству в области образования. Руководство Координационном советом осуществляется на ротационной основе. Координационный совет обеспечивает координацию деятельности Университета ШОС на уровне соответствующих министерств и руководящих органов ШОС и вносит предложения по обеспечению нормативно-правовой деятельности Университета ШОС.
  • Попечительский совет. Обеспечивает формирование положительного имиджа Университета ШОС в странах-участницах Организации и мировом образовательном сообществе, привлечение бизнес-структур для совместной подготовки специалистов и содействие в трудоустройстве выпускников. Способствует привлечению финансовых средств для развития Университета ШОС. Продвигает интересы Университета ШОС в различных государственных и негосударственных структурах, фондах и организациях.
  • Секретариат (ректорат) Университета ШОС. Осуществляет управление текущей деятельностью Университета ШОС, в том числе информационно-аналитическое, юридическое и финансово-организационное обеспечение деятельности Университета ШОС, ведение текущих дел и документации.
  • Экспертные группы по каждой области подготовки включают по одному представителю от каждого базового вуза по каждой области подготовки. Осуществляют поддержку учебно-методической и научно-исследовательской деятельности в конкретной области подготовки.

Финансовые основы функционирования Университета ШОС

Финансовой основой деятельности Университета ШОС является его бюджет, который должен обеспечивать:

  • функционирование координационного (исполнительного) совета, секретариата и экспертных групп Университета ШОС;
  • разработку согласованных учебных программ;
  • проведение рабочих встреч по проблемам развития Университета ШОС;
  • стипендиальное обеспечение международной мобильности по программам Университета ШОС;
  • покрытие расходов вузов на обучение иностранных студентов по программам Университета ШОС.

Бюджет Университета ШОС формируется из различных источников:

  • средств соответствующих министерств государств-членов ШОС или целевых программ;
  • взносов стран-участниц Организации в рамках развития структур ШОС;
  • внебюджетных (контрактных) средств обучения студентов;
  • прочих источников.

Финансирование конкретных направлений деятельности должно осуществляться из различных источников. Например, разработку согласованных учебных программ и проведение рабочих встреч целесообразно финансировать из средств соответствующих министерств государств-членов ШОС, а функционирование координационного совета и секретариата Университета ШОС – из взаимосогласованного бюджета всех участников проекта.

Основные этапы создания Университета ШОС

  • согласование намерений и понимания стран участниц;
  • выработка схемы функционирования;
  • подписание межведомственного Протокола о намерениях министерств образования государств-членов ШОС;
  • определение головных вузов стран и начало согласования программ;
  • выработка Устава Университета ШОС;
  • подписание решения об учреждении Университета ШОС лидерами государств-членов ШОС.

Мероприятия по организации Университета ШОС могут быть реализованы в следующие сроки:

1. Краткосрочная перспектива (в течение 2008-2009 г):

  • выяснение позиций и потенциалов стран-участниц Организации по вопросу создания Университета ШОС;
  • разработка концепции развития университета ШОС для обсуждения со странами-участницами проекта;
  • подписание межведомственного Протокола о намерениях министерств образования государств-членов ШОС;
  • анализ нормативной базы для совместного дипломирования и сертификации и выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
  • согласование группы университетов, участвующих в проекте и определение университетов, курирующих определенные направления подготовки в рамках Университета ШОС;
  • согласование нескольких магистерских программ совместного обучения на базе уже существующих образовательных связей в качестве «опытного поля»;
  • разработка проектов и систем обеспечения качества магистерских программ по согласованным специальностям- поддержка существующих в государствах-членах ШОС центров русского и китайского языка и «конвертация» их в языковые центры ШОС (по одному от страны), разработка на их базе курсов языковых специалистов для органов ШОС с соответствующей сертификацией.

2. Среднесрочная перспектива (2009-2010 г г):

  • подписание решения об учреждении Университета ШОС лидерами стран ШОС;
  • согласование нормативной базы выдачи документов об образовании университета ШОС и их форм, полученных по согласованных программам обучения и курсам;
  • создание и ввод в действие учебных, управляющих и административных структур Университета ШОС;
  • запуск совместных докторантур (аспирантур) (предусматривается уже существующими двусторонними соглашениями), проведение совместных скоординированных научных исследований;
  • согласование магистерских и бакалаврских программ подготовки, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
  • согласование сроков, форм и траектории обучения студентов в рамках университета ШОС.

3. Долгосрочная перспектива (2010-12 гг.)

  • запуск подготовки по системе «бакалавр плюс магистр» по тем направлениям подготовки, которые осуществлялись на базе магистратуры;
  • создание сети информационного обеспечения и дистанционного образования Университета;
  • расширение списка направлений и специальностей подготовки;
  • издание собственных научных вестников и других изданий университета;
  • проведение мероприятий, направленных на широкое международное признание Университета ШОС и выдаваемых им дипломов, а также на международную аккредитацию образовательных программ бакалавриата и магистратуры для повышения конкурентоспособности Университета.

Шанхайская Организация Сотрудничества

Шанхайская Организация Сотрудничества

上海合作组织
Шанхайская Организация Сотрудничества

Эмблема ШОС
Штаб-квартира Китайская Народная Республика Пекин
Члены 6 государств-членов
4 государства-наблюдателя
Официальные языки Русский, Китайский
Территория 30,2 млн км²
Исполнительный секретарь Казахстан Болат Кабдылхамитович Нургалиев
Образована 15 июня 2001 года
Официальный сайт http://sectsco.org

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — субрегиональная международная организация взаимозащиты, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами Шанхайской пятёрки, основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы; после включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 61 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал — четвёртая часть населения планеты, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику. [1]

Официальные рабочие языки — русский и китайский. Штаб-квартира организации расположена в Пекине. Символика ШОС включает в себя белый флаг с изображением в центре герба организации. На гербе изображены по бокам два лавровых венка, в центре — символическое изображение Восточного полушария Земли с очертаниями земной суши, которую занимает «шестерка», сверху и снизу — надпись на китайском и русском языках: «Шанхайская организация сотрудничества».

Содержание

Предыстория ШОС (Шанхайская пятёрка)

— Е. Идрисов, Министр иностранных дел Республики Казахстан [2]

«Шанхайская пятёрка» возникла в 1996 году как естественная реакция ряда государств Центральной Азии на серьёзную опасность превращения региона в район перманентной нестабильности из-за резкой активизации международного терроризма, религиозного экстремизма и этнического сепаратизма. В качестве объединяющего фактора основную роль сыграла гражданская война в Афганистане между войсками «Северный альянс» и движением «Талибан», создававшая угрозу безопасности всех пяти государств. Для России и Китая это была привлекательная возможность объединить под своей эгидой усилия и потенциалы центральноазиатских государств для сдерживания возможной экспансии других мировых центров силы и влияния в Центральной Азии.

Последующие ежегодные саммиты участников Шанхайской пятёрки проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизстан) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году.

Вам будет интересно  Российский рынок акций растет вслед за нефтью и рублем - ПРАЙМ

Ко времени проведения Бишкекского саммита для всех участников «Шанхайской пятёрки» стала очевидной необходимость в развертывании взаимодействия по широкому спектру направлений, что потребовало создания постоянных механизмов сотрудничества в форме встреч министров и экспертных групп. Фактически начала складываться архитектура новой международной организации. Возник институт национальных координаторов, назначаемых каждой страной. Для борьбы с приграничной преступностью была создана «Бишкекская группа», куда вошли главы правоохранительных органов и спецслужб.

В 2001 году очередная встреча вновь была проведена в Шанхае (Китай). Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан (что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества, или Шанхайскую шестёрку). Декларация о её создании была подписана на том же саммите 15 июня 2001 года.

Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятёрки».

Участники и структура организации

Страны-участницы ШОС

Государства-наблюдатели

Главное отличие ШОС от других региональных образований на территории бывшего СССР состоит в том, что помимо стран СНГ в неё входит Китай. В марте 2008 года Иран подал официальное заявление о намерении стать полноправным членом организации [3] .

Структура ШОС

Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках организации были учреждены следующие органы:

  • Совет глав государств (СГГ);
  • Совет глав правительств (СГП);
  • Совет министров иностранных дел (СМИД);
  • Совещания руководителей министерств и ведомств;
  • Совет национальных координаторов (СНК);
  • Региональная антитеррористическая структура (РАТС);
  • Секретариат — постоянно действующий административный орган, [4] возглавляемый Генеральным секретарём (с 2007 г. — представитель Казахстана Б. К. Нургалиев).

Специфика участников

По мнениям некоторых аналитиков, вопреки декларируемому равноправию КНР рассматривает страны ШОС как перспективный рынок сбыта и стремится сформировать здесь общее экономическое пространство [5] . Именно Китай в настоящее время выступает как основной двигатель торгово-экономического сотрудничества в рамках ШОС. Китай демонстрирует заинтересованность в инвестировании значительных финансовых средств в экономические проекты на территории государств-участников. В этих целях планируется создать Китайский фонд экономического развития [6] , а также Ассамблею спонсоров ШОС из числа финансистов и деловых людей Шанхая.

Встречи глав государств-членов ШОС
Дата Место проведения
1 14-15 июня2001 Флаг Китая Шанхай
2 7 июня 2002 Флаг России Санкт-Петербург
3 28-29 мая 2003 Флаг России Москва
4 17 июня 2004 Флаг Узбекистана Ташкент
5 5 июля 2005 Флаг Казахстана Астана
6 14-15 июня 2006 Флаг Китая Шанхай
7 16 августа 2007 Флаг Киргизии Бишкек
8 28 августа 2008 Флаг Таджикистана Душанбе
9 15-16 июня 2009 Флаг России Екатеринбург

Россия же опасается, что Китай установит экономическую гегемонию в постсоветской Азии, и делает всё возможное для того, чтобы блокировать интеграционные предложения Пекина. [6] Россия предпочитает договариваться о свободном движении товаров, услуг, капиталов, рабочей силы лишь с равными или отстающими по экономическому развитию странами СНГ. Китай, предлагающий дешёвые товары и рабочую силу, к таковым явно не относится. Китайские товары могут вытеснить с рынка российских производителей, а китайские рабочие — резко изменить социальную и демографическую ситуацию на Дальнем Востоке. Кроме того, Москва опасается, что расширение торговли с Китаем закрепит неблагоприятную для России тенденцию: сейчас 95 % российского экспорта в Китай приходится на сырьевые товары, тогда как китайцы экспортируют в Россию в основном продукцию с высокой степенью переработки.

Наиболее решительно на сотрудничество с Китаем настроен Казахстан. Приоритет в данной сфере уделяется увеличению поставок казахстанских энергоресурсов (нефти) в Китай.

Узбекистан поддерживает Казахстан и также заявляет о необходимости формирования центральноазиатского общего рынка, а на первом этапе — зоны свободной торговли.

Расхождения

Китай считает, что приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны делиться поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. Россия, напротив, настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Китай же может быть не заинтересован в наращивании военной, антитеррористической составляющей в отличие от России и стран Центральной Азии, поскольку Китай в основном решил проблему (уйгурского) терроризма.

Москва рассматривает экономическую интеграцию в зоне ШОС как более отдалённую цель, тогда как в настоящее время речь может идти только об отдельных субрегиональных интеграционных проектах между двумя или тремя странами с сопоставимыми экономиками. Пекин настаивает на создании единого интеграционного пространства в рамках ШОС уже в ближайшее время.

Китайские представители неофициально заявляют, что Россия тайно лоббирует интересы Индии в ШОС.

Между некоторыми центральноазиатскими странами-членами ШОС существуют проблемы в сфере водопользования, энергоносителей, делимитации и демаркации границ.

Кандидаты в члены

Среди прочих стран региона Средней Азии Монголия стала первой страной, которая получила статус страны-наблюдателя на саммите в Ташкенте (2004 год). Пакистан, Индия и Иран получили статус наблюдателей в следующем году на саммите в Астане. В то время как Пакистан и Иран хотели бы стать полноценными участниками организации, Индия и Монголия не проявляют такой заинтересованности. [7]

Существует, однако, мнение, что чрезмерное расширение организации может затруднить интенсификацию сотрудничества в её рамках. [8]

На серии встреч в феврале 2006 года с китайскими чиновниками и журналистами президент Пакистана Первез Мушарраф привёл доводы готовности Пакистана к присоединению к организации как полноправного участника. Китай изъявил намерение поспособствовать этому, за чем последовало официальное приглашение Мушаррафа на шестой саммит ШОС в Шанхае в 2006 году. [9] [10]

ШОС также поддерживает намерения Индии присоединиться к организации, утверждая, что её заявка будет рассмотрена тщательным образом. Россия также заявила, что согласна на присоединение Пакистана, только если одновременно с ним к организации присоединится Индия [11] .

Белоруссия также подала заявку на статус страны-наблюдателя, в чём была поддержана Казахстаном. [11]

Направления сотрудничества

Сотрудничество в сфере безопасности

Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии.

Так в 2001 году в связи с терактом 11 сентября в Нью-Йорке главы правительств шести государств опубликовали заявление с осуждением этого террористического акта, выразив решимость совместно с мировым сообществом вести непримиримую борьбу с терроризмом.

23 мая следующего года в Астане (Казахстан) было проведено очередное заседание руководителей правоохранительных ведомств и спецслужб государств-членов ШОС, на котором было подписано «Решение о проекте Соглашения между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре». Также был принят проект данного Соглашения и было рекомендовано ускорить на его основе разработку других соответствующих документов с тем, чтобы в максимально сжатые сроки задействовать антитеррористическую структуру. 7 июня того же года в Санкт-Петербурге на состоявшейся встрече глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре. [12]

В 2004 году в одном из своих интервью первый заместитель МИД России Вячеслав Трубников, отвечая на вопрос об отсутствии видимых результатов антитеррористической деятельности ШОС, отметил, что нельзя требовать от молодой организации сколько-нибудь решительных действий. Кроме того, Трубников заявил, что ШОС не военная организация и её деятельность не направлена на исключительно военную защиту [13] :

21 апреля 2006 года ШОС анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире. [14] 1 октября 2007 года генеральный секретарь ШОС Болат Нургалиев призвал государства — члены организации активизировать сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, акцентируя особоё внимание на борьбе с наркоэкспансией в афганском направлении [15] .

Вам будет интересно  Тинькофф Инвестиции: тарифы ИИС, обзор личного кабинета

С момента основания организации странами-участницами было проведено несколько совместных антитеррористических учений. Первое из них состоялось в августе 2003 года (Узбекистан в учениях участия не принимал). Первая фаза учений проводилась в Казахстане, вторая — в Китае. [16]

В большем масштабе, но за пределами основной структуры ШОС, в августе 2005 года началась первая совместная тренировка военных сил КНР и России, получившая название «Мирная миссия — 2005». [17] [18] Вслед за её успешным проведением российские власти начали переговоры об участии Индии в будущих подобных учениях и придании ШОС военной роли.

26 апреля 2006 года в Пекине состоялось очередное заседание министров обороны государств-членов ШОС и представителей стран, имеющих статус наблюдателей. Участники договорились провести летом 2007 года совместные антитеррористические учения на территории России на одном из общевойсковых полигонов в Приволжско-Уральском военном округе. Учения прошли в августе 2007 года в Челябинской области. В них участвовало более 4 тыс. китайских военнослужащих. [19] Иран присутствовал здесь в качестве наблюдателя.

Министр обороны РФ Сергей Иванов, выступая перед журналистами, заявил, что страны-участницы ШОС готовы совместно применять военную силу «для парирования новых вызовов и угроз, особенно международного терроризма, и прежде всего таких его проявлений, которые отличаются масштабностью, технической изощрённостью, использованием самых современных видов оружия и информационных технологий». Главная задача ШОС, по его словам, — «обеспечить стабильность и безопасность в регионе, создать условия для мирного сосуществования народов». Говоря об угрозах для стран региона, Иванов упомянул терроризм, экстремизм и сепаратизм.

Сергей Иванов подчеркнул при этом, что ШОС не несёт никаких обязательств перед Ираном с точки зрения его безопасности, поскольку Иран имеет лишь статус наблюдателя в ШОС.

Несмотря на регулярное проведение совместных антитеррористических учений, функционерами ШОС неоднократно подчёркивалось, что организация не является военным альянсом. Вслед за российским министром обороны Сергеем Ивановым, отметившим, что ШОС не является военным союзом, но может проводить совместные учения, постоянный представитель России в Секретариате ШОС Григорий Логнинов заявил, что ШОС не намерена становиться военным блоком; однако он подчеркнул, что растущая опасность «терроризма, экстремизма и сепаратизма» делают необходимым полномерное привлечение вооружённых сил. [20]

В августе 2007 года прошли очередные антитеррористические учения, лидеры шести стран подписали Бишкекскую декларацию и утвердили План действий государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по обеспечению международной информационной безопасности (МИБ), подготовленный в развитие Заявления глав государств-членов ШОС по МИБ от 15 июня 2006 года. В октябре 2007 года члены ШОС подписали в Душанбе (Таджикистан) Меморандум о сотрудничестве с Организацией Договора о коллективной безопасности с целью расширить сотрудничество по таким направлениям, как безопасность, борьба с правонарушениями и наркоторговлей. [21] При этом генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа отмечал, что организации не стремятся конкурировать с НАТО в этом регионе, а наоборот — желают сотрудничать. [22]

Взаимоотношения с США

5 июля 2005 года состоялся саммит организации, на котором, в частности, была принята декларация с призывом к США определить сроки вывода американских баз из Центральной Азии, размещённых в этом районе (в Киргизии и Узбекистане) для поддержки действий американских войск против режима «Талибан» в Афганистане.

Ответом на этот документ стала принятая 19 июля 2005 года резолюция палаты представителей Конгресса США с выражением озабоченности в связи с заявлением ШОС, которое расценивалось как «явная попытка Китая и России выдавить США из этого региона».

Вскоре после этого власти Узбекистана заявили, что американцы должны будут покинуть базу Карши-Ханабад на его территории в течение полугода.

В октябре 2005 государственный секретарь США Кондолиза Райс, посетившая Киргизию, договорилась с президентом Курманбеком Бакиевым о переводе американского контингента из Узбекистана на авиабазу Ганси в Киргизии. В феврале 2009 года киргизская сторона объявила о намерении закрыть авиабазу «Манас», [23] сославшись на отказ США обсуждать вопрос увеличения арендной платы за использование базы. Через несколько дней, парламент одобрил решение правительства Киргизии. В марте 2009, запрет на использование авиабазы распространился ещё на 11 других стран, союзников США. [24]

Экономическое сотрудничество

Несмотря на то, что ШОС изначально создавалась с целью совместной защиты границ соседних государств, практически сразу её деятельность получила и экономическую направленность. Через несколько месяцев после начала работы ШОС на своей первой встрече в Алма-Ате главы правительств государств-членов Шанхайской организации сотрудничества обсудили вопросы регионального торгово-экономического сотрудничества, развития ШОС и др. проблемы, подписали Меморандум между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций [12] .

В мае следующего года в Шанхае прошло первое заседание министров экономики и торговли государств-членов ШОС. Стороны официально запустили механизм проведения встреч министров экономики и торговли и создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. По итогам совещания был подписан протокол к Меморандуму между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций и совместное заявление по итогам первой встречи министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность. [12]

В сентябре 2003 года главы правительств стран — членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли в ШОС, а в краткосрочной перспективе — увеличение потока товаров в регионе. Сотрудничество должно охватывать области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций, защиты окружающей среды и др. [25] План действий по развитию сотрудничества был подписан год спустя — 23 сентября 2004 года. [26] [27]

26 октября 2005 года на московском саммите ШОС генеральный секретарь организации Чжан Дэгуан заявил, что ШОС сосредоточит внимание на совместных энергетических проектах, включая развитие нефтегазового сектора, разведку запасов углеводородов и совместное использование водных ресурсов. На этом саммите также было согласовано создание межбанковского объединения ШОС с целью финансирования последующих проектов. Первое заседание МБО ШОС было проведено в Пекине 21-22 февраля 2006 года. [28] [29] 30 ноября 2006 года на международной конференции ШОС: Результаты и перспективы в Алма-Ате представитель российского Министерства иностранных дел заявил, что Россия рассматривает возможность создания так называемого «Энергетического клуба» ШОС. [30] . Необходимость в данном «клубе» вновь была высказана Москвой на саммите ШОС в ноябре 2007 года. Другие члены организации, однако, не высказались в поддержку этой идеи. [31]

Культурное сотрудничество

В рамках деятельности ШОС проходит также культурное сотрудничество. Впервые министры культуры стран-участниц встретились в Пекине 12 апреля 2002 года, в результате чего было подписано заявление о продолжении сотрудничества. Третья встреча министров культуры проходила в Ташкенте 27-28 апреля 2006 года. [32] [33]

Во время саммита в Астане в 2005 году впервые были проведены Фестиваль искусств и Выставка ШОС. По итогам успешного проведения фестиваля Казахстан предложил в 2008 году провести в Астане фестиваль фольклорного танца. [34]

https://structure.sfu-kras.ru/center-shos
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1197061

Яндекс.Метрика