Все бутылки водки украсят черно-белым квадратом

Не успев толком оценить последствия маркировки слабых алкогольных напитков новыми информационными стикерами, чиновники собираются распространить аналогичную систему на более горячительные напитки.

Все бутылки водки украсят черно-белым квадратом


Для тех, кто не понял предыдущую фразу с первого раза, особенно для тех, кто не против махнуть рюмку-другую по окончании рабочего дня, объясняем — все спиртное скоро будет считаться контрафактом, если тара, содержащая водку, коньяк, виски и прочий чудодейственный нектар, не будет заклеймена двумерным матричным штрих-кодом: черно-белым квадратом.

Для многих он представляется такой же загадкой, как знаменитый черный квадрат Малевича.

Объясняем: по этому штрих-коду заинтересованные лица, представляющие государственные контрольные службы, смогут оценить: насколько снижается в стране потребление алкоголя и сколько на рынке было продано «левого» спиртного. Это идея Минпромторга, которая направлена на борьбу с паленым алкоголем, распространившимся в последнее время на отечественном рынке, — возникла, видимо, в связи с коронавирусным падением доходов.

Что же, истоки этой идеи уходят в далекое прошлое — еще в царские времена на водку ставили печати, содержащие информацию о качестве напитка, его производителе и сроке хранения. Как говорится, все для людей и на благо населения. Правильно: контрафактный товар может оказаться некачественным и навредить здоровью, а его распространение является прямой угрозой доходам федерального бюджета. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, решения правительства в отношении маркировки сбалансированны, поэтому рядовой потребитель вряд ли ощутит какие-либо изменения на собственном кармане, так как повышение цен останется в пределах инфляции.

В этом месте можно, конечно, восславить министерских статистиков. Но возникает вопрос: станет ли очередная наклеенная на бутылку марка щитом от палева и насколько дополнительное кодирование каждой бутылки оздоровит население страны? Если задать такой вопрос самим производителям алкоголя, то их ответ будет однозначным: нововведение вряд ли принесет ощутимую пользу. Надзирающий за оборотом спиртного в России орган уже действует — это ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система), контролирующая производство и движение этилового спирта. Она была создана еще в середине 1990-х годов и в течение двух десятков лет с грехом пополам исполняла свои функции. Теоретически, обращаясь к ЕГАИС, чиновники сразу могут проследить движение алкогольной продукции от производителя до магазина. Если рассматривать процесс с технологической точки зрения, то все оправданно и соответствует самым высоким стандартам качества. Поэтому очередная система маркировки не кажется целесообразной. Тем не менее Минпромторг требует дополнительного контроля в виде цифровых штрих-кодов. Получается, что чиновники не доверяют с таким большим трудом созданной системе отслеживания контрафактной продукции, поэтому готовы перепроверять собственные расчеты. И снова тратить на это государственные деньги.

Вам будет интересно  «Сиамский Шенген»: озвучены подозрения, против кого Таиланд собирает единую визу на шесть стран

Впрочем, нет: деньги, которые собираются использовать ревизоры, окажутся не совсем государственными. Или даже совсем не окажутся таковыми. На обеспечении алкогольной продукции еще одной информационной меткой федеральный бюджет вряд ли заработает. На этом сделают деньги отдельные фирмы, обеспечивающие цифровую поддержку. Грубо говоря, деньги получат те, кто будет клеить новые марки.

Дополнительные ограничительные меры по производству и продаже алкоголя вряд ли станут стимулом для оздоровления населения. Очевидно, что люди, для которых спиртное составляет главный или важнейший смысл жизни, не откажутся от традиционной выпивки. Как говорилось в старом анекдоте: «Папа, выросла инфляция. Значит, ты будешь меньше пить?» — «Нет, сынок, это ты будешь меньше есть».

Поэтому, возможно, стоит что-то исправить в «консерватории», то есть побороться за оздоровление нации не путем введения новых, далеко не всегда понятных технологических составляющих. Понятно лишь, что эти нововведения вынут очередную «копеечку» из кошелька потребителя. Новой маркой здоровье не поправишь, а от тощего кармана оно точно ухудшится.


Читайте нас в телеграм

Источник