«Аэрофлот» предложил ввести в России тариф, при котором авиаперевозчик сможет сам пересадить пассажира на другой, более ранний или поздний, аналогичный рейс. Соответствующее письмо перевозчик направил президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимиру Тасуну 11 февраля. Предложение оформлено в виде проекта федерального закона о внесении изменений в Воздушный кодекс и авиационные правила, пишут «Ведомости». Сам Тасун сообщил, что рассмотрение инициативы отложено до конца февраля для сбора мнений всех авиакомпаний.
«Аэрофлот» предлагает разрешить авиакомпаниям самостоятельно менять условия перевозки пассажира, который купил билет по такому тарифу, — дату, рейс, маршрут (например, заменить прямой рейс на стыковочный) и класс обслуживания — в одностороннем порядке, т. е. без согласия самого пассажира. При этом компания будет обязана выплатить ему компенсацию, но не во всех случаях. Максимальный размер выплаты составит 30 тысяч рублей. При этом у пассажира останется возможность купить билет на этот же рейс по обычному тарифу — с гарантированным перелетом. Все это позволит снизить среднюю стоимость билета на 2%.
По мнению экспертов, в данном случае речь идет о завуалированной легализации овербукинга — когда компания продает билетов больше, чем кресел в салоне. В среднем авиакомпании продают 110% авиабилетов на каждый рейс, и около 10% пассажиров не появляется на рейс. Однако в противном случае возникает конфликт и нужно убеждать кого-то отложить перелет. Сегодня овербукинг в России не регламентирован, и по закону российские авиакомпании обязаны перевезти клиента именно тем рейсом, на который он приобрел билет.
Эксперт Центра инфраструктурных проектов Высшей школы экономики Андрей Крамаренко отмечает, что пространные формулировки в проекте закона могут привести к тому, что компании начнут отменять рейсы, пересаживая пассажиров с недозагруженных и нерентабельных рейсов на другие за компенсации. К тому же отмены рейсов из-за недозагрузки уже стали обычной практикой, хотя Воздушным кодексом это запрещено. Между тем при новых правилах каждый случай отказа в посадке будет прибыльным для авиакомпании: пересаживать на другой рейс будут самых «дешевых» пассажиров, а компенсация, привязанная к стоимости билета, будет минимальной.
Список причин, по которым перевозчик может отказать в перевозке пассажиру, сегодня строго ограничен: нарушение норм перелета, отказ выполнять требования авиакомпании, состояние здоровья пассажира (если оно требует особых условий перевозки или угрожает другим пассажирам), отказ пассажира платить за багаж, за провоз ребенка, нарушение правил поведения на борту и наличие в ручной клади или багаже запрещенных предметов.
«Аэрофлот»утверждает, что уже отказался от этой инициативы: по словам представителя компании Михаила Демина, в настоящий момент такая инициатива не рассматривается, хотя и прорабатывалась в период пандемии в условиях массового изменения расписаний и неопределенности со сроками снятия ограничений
Представитель Минтранса также уточнил, что предложение не будет рассматриваться «до полноценного восстановления авиасообщения». S7, «Уральские авиалинии» и Utair не прокомментировали инициативу. Представитель компании Red Wings считает, что появление такого тарифа позволило бы снизить цены для пассажиров: определенные направления и даты пользуются повышенным спросом, и часть пассажиров готова будет покупать билеты дешевле в обмен на риск, что им не хватит места на конкретный рейс.
В мае прошлого года сообщалось, что в правительстве РФ подготовлен законопроект, который может разрешить воздушным, железнодорожным, морским и речным перевозчикам не возвращать пассажирам деньги за билеты в условиях пандемии. Компании получат право перевести эквивалент средств на личный счет пассажира, с тем чтобы он потратил их на новый билет, или выдать ваучер на будущую поездку.
Причиной подготовки законопроекта стала критическая ситуация, в которой оказались перевозчики из-за карантинных мер. В частности, в авиации пассажиропоток упал на 80% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, соразмерно снизилась и выручка. При этом постоянные расходы компаний — выплата зарплаты, аренда самолетов и так далее — остаются почти неизменными, в связи с чем компании резко подняли цены на билеты. Официальный представитель «Аэрофлота» Михаил Демин назвал инициативу по введению ваучеров жизненно важной для отрасли: объем возвратов в авиации может достигать около 70 млрд руб., 40 млрд руб. из них приходятся на «Аэрофлот». Проблемы возврата билетов актуальны и для железнодорожного транспорта.