Туристическое сообщество выступает за продление постановления правительства №1073. Об этом рассказали в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Напомним, что этот документ разрешает получить равнозначный тур за отмененную из-за пандемии поездку и, в случае отказа туриста от переноса, обязывает туроператора вернуть клиенту деньги в полном объеме не позднее 31 декабря 2021-го.
За четыре месяца до этой даты представители индустрии путешествий взбунтовались: они не желают возвращать деньги за несостоявшиеся туры.
Ранее пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина предупредила об осенней волне массовых судебных исков от туристов, чьи поездки были отменены из-за пандемии. По её словам, многие туристы не соглашаются на замену путевок, аннулированных из-за пандемии, и требуют возврата средств. «Туркомпаниям неоткуда взять деньги на массовые возвраты. Три-четыре месяца активной работы летом 2021 года не дали необходимых оборотных средств, не говоря уже о прибыли, — отметила она. — Как считают эксперты рынка, единственный выход из этой ситуации — дальнейшая отсрочка по обязательствам до 2023 года».
Однако представители отрасли лукавят: статистика свидетельствует о том, что деньги у компаний есть. Долг туроператоров по внутренним и зарубежным оплаченным турам уже сократился с 46 до 7 млрд рублей. Не последнюю роль в этом сыграла система государственного кэшбэка, по которой сейчас идет четвертая волна продаж. Несмотря на то, что АТОР говорит о 5-7% продаж по этой схеме, это все равно очень большое подспорье для туристических компаний в период пандемии.
«Даже если требование о возврате средств до 31 декабря 2021-го останется в силе, и поездки не будут заменены на ваучеры или туристам не поступят предложения о переносах на более поздние сроки, средств на выплату долгов у туротрасли должно хватить», — считает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский.
Эксперт подчеркнул, что не возврат денежных средств за несостоявшийся тур — целиком и полностью подсудное дело, которое ограничивается только Постановлением №1073. То есть до 31 декабря при отказе гражданина от тура денежные средства должны вернуться в полном объеме. «Проблем с тем, чтобы добиться положительного результата, быть не должно», — утверждает Переславский.
Но в реальной жизни, как выяснил «МК», не все так просто и ясно.
«Удалось выцарапать свои деньги у туроператора, — делится впечатлениями клиент одной компании. — Разослал письма с досудебной претензией по почте. Плюс постоянно сносил мозг менеджерам турагентства. Собирался уже подавать иск с требованием компенсации за незаконное удержание денежных средств, о чём честно предупредил турагента. Не знаю, что именно возымело эффект, но факт остаётся фактом — деньги пришли».
Другой пример выбивания своих денег, рассказанный клиентом: «Я сама звонила туроператору, представившись агентом, и выносила ему мозг. Требовала для «своих туристов» уступок. Постановление правительства, конечно, хорошее, но туркомпании трактуют его в свою пользу, и добиться исполнения обязательств и возврата средств внесудебными методами практически невозможно».
Между тем отказ туроператора вернуть средства клиенту за сорванный из-за пандемии тур или заменить путешественнику маршрут — это нарушение целого ряда законов. Иногда операторы пользуются тем, что туристы недостаточно знают свои права, говорит руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев. Россияне имеют полное право на возврат денежных средств, и только от туроператора зависит — удастся ли человека уговорить на замену тура вместо возврата денег», — подытожил он.