С очередной инициативой, предусматривающей введение новых санкций против «Северного потока-2» (СП-2), выступила группа американских сенаторов. Эти санкции они предложили внести в законопроект об оборонном бюджете США на 2022 год. Претензии не отличаются новизной — как и ранее удар направлен по «любой организации, ответственной за планирование, строительство и эксплуатацию проекта», а также против основного акционера трубопровода.
С одной стороны, внедряемая мера рассчитана непосредственно на бенефициаров СП-2, а также на компании, материально заинтересованные в реализации газа, экспортируемого по этому маршруту, на европейских торговых площадках. Речь о «Газпроме» и его дочерней структуре — зарегистрированном в Швейцарии операторе проекта Nord Stream 2, который в конечном счете и будет заниматься эксплуатацией трубы. Многие связанные как с российскими, так и зарубежными участниками проекта структуры уже попали под международные санкции, что не помешало завершению укладки «Северного потока-2» через акваторию Балтийского моря — по территориальным и исключительным экономическим зонам Финляндии, Швеции и Дании.
Вместе с тем, время для очередного демарша против российского газопровода американские парламентарии выбрали явно не случайно — «Газпром» уже заявил о полной готовности трубопровода к коммерческим поставкам топлива и до конца года обещает прокачать по новой трубе не менее 5 млрд кубометров газа. Тем не менее, российской монополии необходимо преодолеть «последнюю милю» — получить сертификацию СП-2 в европейских регулирующих инстанциях. Очевидно, американские сенаторы хотят своими шагами если не «напугать» европейских регуляторов, то, по крайней мере, посеять в них сомнения в необходимости выдачи разрешительных сертификатов.
В первую очередь, за выдачу такого разрешения отвечает Федеральное сетевое агентство Германии, к пограничным пунктам и распределительным сетям которой подключен газопровод. По действующим в Евросоюзе законодательным требованиям, вынесение решения (не обязательно носящего положительный характер), с учетом всех административных процедур может растянуться на несколько месяцев — по данным агентства Bloomberg окончательный ответ может быть дан не позднее 8 мая 2022 года. Кроме того, в процессе сертификации участвуют польские и украинские эксперты. Хотя представители этих стран официально не могут поставить вето на поставки через СП-2, они способны отсрочить полноценное использование трубы на неопределенный срок. Новые санкции американских сенаторов, естественно, сыграют на руку европейским недоброжелателям проекта.
По мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, очередной шаг против СП-2 можно считать символичным. «В Вашингтоне борьба с «Северным потоком-2» позиционируется как символ противостояния Кремлю, а участие в этой борьбе превращается в медийный проект отдельных политических групп США. Политики спекулируют на теме санкций против газопровода, стремясь заработать политические очки. Однако эти санкции сами по себе не являются юридическим документом для исполнения в Европе, а носят рекомендательный характер», — отмечает эксперт.
Иными словами, немецкие регуляторы могут как воспользоваться вашингтонским «советом», так и отказаться от подобных навязываемых форм энергетического диалога с Москвой. По мнению генерального директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, не стоит забывать, что консорциум Nord Stream-2 включает в свой состав порядка десятка ведущих западноевропейских энергетических корпораций, которые могут сформировать конструктивный диалог с любыми заинтересованными регуляторами рынка в Брюсселе.
Стоит признать, что европейские трейдеры, которые напрямую не связаны с СП-2, в любом случае смогут покупать и продавать российский газ — вне зависимости от транспортной системы, по которой будет предоставляться топливо. «Однако положение на сырьевом рынке планеты достаточно шаткое, — напоминает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, — Сейчас Европа ощущает существенный дефицит топлива, и странам Старого Света жизненно необходимы дополнительные поставки газа. Своими претензиями к России американские сенаторы дают европейским партнерам повод для раздумий: стоит ли выдавать положительное решение на запуск СП-2, или подождать снижения биржевых цен на «голубое топливо», чтобы сбить стоимость долгосрочных российских углеводородов».