Со времени смерти этих двух экономистов прошло уже немало времени, десятки ученых с тех пор совершили открытия в области экономики и получили за это Нобелевские премии. Но и по сей день концептуально любую позицию любого экономиста можно представить себе лежащей на линии между двумя противоположными точками – теориями Адама Смита и Джона Мейнарда Кейнса. Паллетные стеллажи используются на складах, где погрузочно-разгрузочные работы осуществляются с помощью автоматических погрузочных устройств. Балки крепятся к усиленным рамам на крюках, что позволяет быстро перемещать балки на необходимую высоту. Заказать фронтальные стеллажи для вашего склада можно в компании по адресу https://ssk.ua/product/palletnye-stellazhi-33, менеджеры компании помогут определиться с выбором и подробно расскажут о технических характеристиках.
Говоря кратко, Смит – рыночник, Кейнс – государственник. То, как они пришли к своим взглядам, скорее опровергает известное выражение о «роли личности в истории». Конечно, это были выдающиеся люди, но свои идеи они черпали из той обстановки, что их окружала. Когда в восемнадцатом веке мир стал сжиматься все стремительнее – в смысле упрочения экономических связей между самыми отдаленными странами – стало абсолютно ясно, что прежние, полуфеодальные представления об экономике уже не работают.
И вот, филисоф (!) по образованию, скромный представитель шотландского среднего класса Адам Смит приходит к выводу, что естественное стремление отдельно взятого человека к личной материальной выгоде вполне служит интересам всего общества в целом (конечно, про пенсионные и другие социальные обязательства тогда никто и не помышлял – good-recepts. ru).
Поэтому рынки должны регулироваться полностью самостоятельно, любое вмешательство государства только испортит дело. «Невидимая рука» сама построит такое экономическое здание, в котором жить будет хорошо всем. И все действительно шло хорошо. Почти полтора столетия. До тех самых пор, пока в США – уже тогда ставшей крупнейшей экономикой мира – не случилась Великая Депрессия.
Английский экономист Джон Мейнард Кейнс, (получивший известность еще в 1919 году, когда в своей работе «Экономические последствия мира» пророчески предрекал месть Германии за непомерный размер наложенных на нее контрибуций после Первой Мировой войны), возложил вину за кризис на классическую модель. «Невидимая рука» не столь уж и совершенна, утверждал он.
Государство может и должно подчищать ее ошибки. Триумф Кейнса и его сторонников продолжался недолго. Уже в шестидестых годах ХХ века «классика нанесла ответный удар». И знаменосцем наступления был Милтон Фридмен – имя известное даже людям, далеким от экономики. Он существенно дополнил взгляды Смита с помощью инструмента, теперь ставшего в экономической науке чуть ли не основным – математики. Дискуссии возобновились с новой силой после кризиса 2008-2009 гг. Этот спор вечен и победить в нем навсегда – невозможно.