Предварительно, «товар лицом» на российской полке будут представлять четыре категории: парфюмерия, косметика, бытовая химия и средства гигиены. Член Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП Анна Вовк, уверена, в частности, что российская косметика в магазинах уже сегодня занимает достаточно большое место. «В этом плане мы тоже импортозамещаемся. Однако потенциал к дальнейшему росту у нас еще есть», — считает она.
Как говорится, чем богаты, тем и рады. До введения экономических санкций против России наша продукция достаточно успешно экспортировалась в разные страны. Некоторые аналитики полагают, что здесь мы в состоянии потягаться даже с мировыми брендами. Это на заметку мужчинам, которые давно не поздравляли своих «половинок» с 8 Марта и не знают, что наша парфюмерно-косметическая продукция не только конкурентноспособная, но еще и сравнительно дешевая по отношению к европейским аналогам.
Суть законопроекта в том, чтобы разделить российскую и иностранную продукцию. И, тем самым, оказать поддержку отечественному производителю. Чтобы его товары были видны на полках магазинов.
Для ритейла в документе предлагается ввести обязанность иметь отечественный товар в определенных количествах. Квота для традиционной торговли пока не определена, но она не будет превышать 50 % от общего объема.
Отдельная история – электронная торговля этими категориями товараов На маркетплейсах тоже планируется ввести «российские полки». Хотя, как считают некоторые эксперты, в онлайн-торговле это сделать сложнее. Агрегаторы и интернет-магазины должны будут обеспечивать первоочередное размещение предложений о продаже российских товаров. Предварительно, первые 50 карточек, которые будут видны покупателю.
Правда, в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) не совсем согласны с такой постановкой вопроса. Там утверждают, что подобный подход приведет к значительным издержкам со стороны площадок: «выбор механизмов продажи должен быть за онлайн-игроками».
Пока игроки этого рынка ничего не знают о сроках введения закона, если, конечно, он будет принят. И о том, в каких объемах или на каких площадях должна утвердиться отечественная продукция.
По мнению исполнительного директора российской парфюмерно-косметической ассоциации Александры Скоробогатовой, закон необходим, хотя с его принятием принципиально нового ничего не произойдет.
— Отечественные производители, которые вписались в жесткие требования торговых сетей, уже продают там свою продукцию, — сообщает она. – Основная часть производителей не удовлетворяет условиям торговых сетей, они пользуются интернет-услугами.
Скорее всего, предполагает она, с принятием этого закона определенные изменения должны произойти в торговых сетях. Однако показатели продаж вряд ли сильно изменятся.
Председатель правления Ассоциации экспертов рыночного ритейла (АККОРТ) Андрей Карпов подтверждает, что и у покупателей, и у торговли по-прежнему сохраняется привязанность к иностранным брендам, которые есть на полках. По разным категориям их больше 50%, в основном, они поступают в Россию по параллельному импорту.
Но если возникнет необходимость найти площади для российских товаров, то никаких проблем не возникнет.
— Это рабочие моменты, мы периодически меняем своих поставщиков, — говорит он, — обновляем ассортимент товаров. Главное, чтобы наши партнеры соблюдали условия договоренности.
— Торговые сети не заинтересованы в пустых полках. В наших требованиях нет чего-то драконовского, это обычные мировые стандарты, которые нарабатывались годами. Потому, их менять не будем, да и не можем. Каких-то льгот для отдельных российских производителей с точки зрения снижения требований у ним предоставлять не собираемся.