Но это в теории. На практике у экспортеров многое обстоит иначе. Вот история ООО «ТД «РИФ» – одной из крупнейших зернотрейдинговых компаний России.
В период с 18 по 21 марта нынешнего года, одномоментно, в уже сформированных на экспорт партиях сельхозпродукции общества (на тот момент было загружено 26 судов) ФГБУ «ЦОКЗ» (Центр оценки качества зерна) и РРЦ (подразделение Россельхознадзора) начали выявлять карантинные объекты. Понятно, что такое зерно за границу не отправишь.
Смотрим хронологию событий.
– В интервенционном фонде зерно хранится и 5, и 10 лет. И не теряет своих свойств. Для сохранности урожая главное, чтобы его не съели мыши и чтобы туда не проникала вода. Сухое зерно способно храниться много лет.
К тому же при погрузке в порту присутствуют представители страны, которой этот груз предназначен. Например, египтяне в нашем порту тщательно проверяют качество после каждых двух тысяч тонн. У них никаких нареканий, подписали все документы, их все устраивает.
В Израиль делали поставки – тоже представители, даже с раввином и молитвами. У них тоже никаких замечаний.
Это дело очень серьезное, государственный контракт.
Но иностранные представители давно уехали, а вот их пшеница до сих пор в портах…
– Около 400 тысяч тонн на 22 марта. Все погружено на суда.
– Здесь ничего сказать не могу, я с такой ситуацией никогда не сталкивался. Должны разбираться профильные структуры.
О создавшейся ситуации мы поставили в известность губернатора Ростовской области, регионального прокурора, зампреда правительства РФ Викторию Абрамченко… В общем, известили все инстанции.
– Пока ничего, история только начинается. И она, по сути дела, очень актуальная. Ведь зерно – не просто бизнес и деньги. Это еда, продовольствие, которое ждут во многих странах мира.
– Предварительно, «на глазок», больше одного миллиона долларов. Если в ближайшее время не возобновим работу, ущерб будет просто огромным. За срыв сроков поставок – штраф. Или заказчик вообще откажется от контракта, тогда придется продавать с дисконтом, то есть со скидкой в цене по 20–30 или 50 долларов за каждую тонну.
Еще вопрос, кто захочет покупать товар, за которым тянется шлейф проблем. Хочу подчеркнуть: на мой взгляд, надуманных, искусственных проблем.
В убытки входит и плата судовладельцу за простой судна. В сутки это 20 тысяч долларов.
– Я полагаю, что, возможно, кто-то хочет отжать мою компанию. В октябре прошлого года, когда задержали четыре наших суда с грузом, мне прямо предложили продать РИФ. Сейчас понимаю, что это был первый звонок. Но мы будем бороться до конца.
Сотрудникам нашей компании есть что терять. ООО «ТД «РИФ» – первая компания, зарегистрированная и аккредитованная для участия в государственных тендерах иностранных государств именно как российская компания. Другие наши участники рынка выходят на торги через иностранные компании. Сегодня на наш торговый дом приходится 25% экспорта.
…Вопрос экспортных поставок касается не только ООО «ТД «РИФ». Это вопрос престижа России на международной арене: наша страна может быть выставлена недобросовестным поставщиком продовольствия в страны мира. Тем более что РИФ в основном плотно сотрудничает с дружественными нам государствами.