Розничные цены на самый социально-значимый продукт, хлеб, неумолимо идут вверх: сырье дорожает, издержки производителей растут. Подорожание зерна может стать причиной массового банкротства российских хлебозаводов, предупредили мукомолы Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Власти оперативно отреагировали на сигнал отраслевиков и объявили о выделении компаниям многомиллиардных субсидий, а также введении экспортных квот и пошлин. Можно сказать, хлебопеки спасены: цены на пшеницу на таких новостях начали снижаться. Мукомолы выбрали удачный момент, чтобы обратиться к правительству с протянутой рукой. Раз сам президент обратил взор на подорожание базовых продуктов, шансы залезть в казну за помощью выросли. Так и вышло.
Но возникла другая угроза. Вслед за хлебозаводами к бюджету могут потянуться за субсидиями и другие аграрии; а бюджет, как известно, не резиновый.
Крупнейшие российские мельницы и хлебозаводы оказались на грани выживания и могут закрыться в случае дальнейшего роста цен на пшеницу. Такое письмо Ассоциация производителей муки «Русская мука» направила в ФАС.
Правительство отреагировало на угрозу подорожания хлеба быстро. 15 декабря было подписано постановление о введении квоты на экспорт зерна в размере 17,5 млн тонн. Плюс были введены пошлины на вывоз зерна, которое будет экспортироваться в рамках квоты, в размере 25 евро на тонну, но не менее 100 евро сверх квоты. Также было принято решение о субсидировании производства муки и хлеба в размере 7 млрд рублей. Соответственно, в случае резкого снижения рентабельности, прирост цен на зерно мукомолам будет компенсирован.
Ситуация действительно была очень сложной, рассказывает директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. «За год цены на зерно увеличились в среднем на 45%, на муку — на 22%, а на хлеб — на 7%. Выросла доля зерна в структуре себестоимости муки и хлеба. Повышать цены на массовые сорта хлеба производители не могут, так как это социальный продукт. По этой причине компании оказались в тяжелом положении. С одной стороны, им необходимо удержать цены на адекватном для потребителей уровне. С другой — сырье подорожало…» — отмечает она.
Рынок мгновенно отреагировал на новости о госпомощи мукомолам. Буквально за один день стоимость зерна упала на 10%, а значит, закупочные цены для хлебозаводов тоже снизятся.
Между тем в обращении отраслевиков, безусловно, есть и лоббистский характер. Как существуют, условно, черная и белая магия, так есть и «белый лоббизм», который соответствует в данном случае не только цвету муки как продукта, но и объективной ситуации на рынке, считает шеф-аналитик «ТелеТрейд» Петр Пушкарев. По его мнению, за письмом стоят реальные причины подорожания, которые и заставляют мукомолов, хлебопеков привлечь к себе максимум внимания, пока правительство вплотную занято ценообразованием на продукты.
«Отрасль сильно закредитована: займами уже долгие годы повязаны аграрные хозяйства, на кредитные же деньги закупают дорогое зерно и мельницы; а потом муку закупают хлебозаводы; на все это накладывается транспортировка», — говорит эксперт.
Накладные расходы на бензин и склады, плюс обслуживание кредитов — все это и составляет в итоге не менее двух третей от стоимости конечного продукта, хлеба. Видимо, поэтому отраслевые ассоциации производителей действуют по уже сложившейся схеме: ведь если правительство ограничит потолком цены на социальные сорта хлеба или на муку, то, учитывая груз кредитов и всю цепочку подросшей себестоимости, производителям придется или работать себе в убыток, или закрываться.
Но для принципиального решения проблемы недостаточно одномоментного введения пошлин и квот, уверен Пушкарев: надо снизить кредитные и транспортные издержки производителей. «Власти на федеральном и региональном уровнях в состоянии не дать дешевым сортам хлеба стать дорогими. Но, помимо работы с верхушкой пирамиды, то есть с ценами, необходимо вникнуть в реальную цепочку затрат, когда не злые козни производителей, а сама жизнь заставляет одних работать в убыток, а других — переписывать конечные ценники на прилавках», — подытожил аналитик.