Мария Захарова отметила, что российские власти пока оценивают вероятность отключения от платежной системы лишь как гипотетическую, но уже ведут работу по уменьшению рисков.Обычных же граждан волнуют не проблемы крупного бизнеса, возможность свободно совершать покупки в интернет-магазинах, не лишатся ли они ее?
Зачем нас столько лет пугают отключением SWIFT? «Обратите внимание, что об отключении России от SWIFT все время говорят политики, а не банкиры, — говорит доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов. — Хотя теоретическая возможность подобного отключения и существует, воплощение этой угрозы в реальность лично мне представляется маловероятным. В том числе и потому, что на Западе достаточно сильны лоббистские настроения, направленные на то, чтобы этого не допустить. Но даже если это и произойдёт, то для внутрироссийских платежей абсолютно ничего не изменится, так как у нас существуют несколько аналогов SWIFT. Самый крупный и наиболее отработанный — система передачи финансовых сообщений Центрального банка РФ, кроме этого есть система Cyberplat, система Национального депозитарного центра и некоторые другие. С платежами за рубеж будет несколько сложнее, к счастью, имеется несколько немецких и швейцарских банков, подключённых к российскому аналогу. Я ещё застал советские времена, тогда для этих целей использовались Совзагранбанки, они были открыты как иностранные юрлица, но принадлежали СССР. Их было много в разных странах, даже в США, но основной оборот велся через французские и бельгийские представительства. То есть сегодня достаточно иметь хотя бы один такой банк. Да, возможно, чуть-чуть медленнее будут проходить платежи, ну как медленнее — на несколько десятков секунд, это ведь раньше все считали вручную. До тех пор пока под санкции не попадают банки-посредники, проблем вообще нет. Собственно весь советский период так торговля и шла, до 1989 года и появление у нас SWIFT. Для малых компаний и мелких платежей неудобства могут быть только в переходный период, думаю, месяца три.
— Возможно, в первое время возникнут сложности с банковскими картами. Система «Мир», мягко говоря, в Европе не распространена. Но люди знающие в курсе, что существует совместная с Китаем банковская карта с двумя чипами. Крупные иностранные банки эту карту принимают почти все. Хотя в европейской глубинке, может быть, ещё стоят банкоматы старого образца, которым она не знакома. Для этих целей надо иметь по старинке кошелёчек с наличкой, вешать его на грудь, чтобы не потерять и чтобы не украли. И у меня такой тоже был когда-то. Кстати, надо его поискать…
— Думаю, крупные игроки работать в любом случае не перестанут. Те, кто проектируют эти санкции, они же тоже умеют думать и считать, они понимают, что шум от таких заявлений большой, но реально страшного ущерба он не нанесёт. Хотя и создаст определенные неудобства иностранному бизнесу, который сейчас работает в России.
Тема возможного отключения России от международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей SWIFT встаёт на повестке дня периодически с 2014 года, начиная с войны на Донбассе. В Кремле такую возможность не исключают, об этом регулярно говорит пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Надо заметить, штаб-квартира SWIFT находится в Бельгии, недалеко от Брюсселя. SWIFT является кооперативным обществом, созданным по бельгийскому законодательству, принадлежит его членам. То есть это не американская организация, хотя диктовать свои условия всем остальным пытаются именно они.
Вообще же к SWIFT подключены более 11 тысяч крупнейших организаций примерно в 200 странах. И понятно, что отключение России не в интересах этой организации. Поэтому все понимают, что это вопрос не экономический, а политический. Смогут ли политики протолкнуть свои интересы? Нет дыма без огня и общая нервозность явно просматривается в последних новостях об отключении SWIFT.
Кандидат юридических наук в области международного права Марина Силкина полагает, что резолюция Европарламента о возможном отключении России от SWIFT носит рекомендательный характер. «Чтобы такое решение стало обязательным, необходимо утверждение советом Евросоюза. При реализации таких мер проиграют обе стороны. В России, безусловно это удар по банковской системе, скорее всего все банки не отключат, а только часть «ведущих», которые будут вынуждены самостоятельно искать взаимодействие с платёжными системам других банков для зарубежных расчетов, в том числе через страны ЕАЭС. Прекратить закупку нефти и газа у Москвы это вообще на мой взгляд трудно реализуемое условие для Евросоюза, что они будут делать при возникновении энергетического коллапса, перейдут на сланцевый газ США? Есть внешний долг России, международные институты , организации с иностранными инвесторами, которые нужно обслуживать и принятие таких непопулярных мер может повлечь для них серьезные убытки», — говорит эксперт.