Идея сделки возникла весной 2022 года. Российско-украинский конфликт придал теме глобальной продовольственной безопасности высшую степень остроты. По данным Минсельхоза США, на долю обеих стран приходится, соответственно, 16% и 10% общемировой торговли главной продовольственной сельхозкультурой — пшеницей. Из-за военных действий экспорт украинского зерна остановился, поскольку порты Одесской области, через которые поставки шли в страны-покупатели, оказались заминированы. Российские экспортеры зерна и удобрений также столкнулись с непреодолимыми барьерами, связанными с отказом международных логистических компаний работать с РФ. На этом фоне в марте-апреле 2022-го резко выросли мировые цены на зерно и удобрения. В мае генсек ООН Антониу Гутерриш заявил о реальной угрозе глобального продовольственного кризиса, предотвратить который не удастся без участия России и Украины.
Роль посредников в урегулировании зернового вопроса взяли на себя ООН и Турция. В июле 2022 года в Стамбуле были подписаны два соглашения: Меморандум о взаимопонимании между ООН и Москвой — о снятии ограничений на доступ российской сельхозпродукции на мировой рынок, и «Черноморская зерновая инициатива» (с участием России, Турции, Украины и ООН), которая предусматривала создание безопасного коридора для вывоза украинского зерна из портов Одессы, Черноморска и Южного.
Сделка подразумевает автоматическое продление при отсутствии возражений какой-либо из сторон. Первоначально она была заключена на 120 дней, до 18 ноября, но после этой даты ее продлили на аналогичный срок — до 18 марта 2023 года. И вот последовало новое продление — пока на 60 дней. При этом официальный Киев в лице министра инфраструктуры Украины Александра Кубракова до последнего утверждал, что его не устраивает идея пролонгации на 60 дней, поскольку это противоречит зафиксированному в документах положению о 120 днях.
Беднейшим не досталось
По данным ООН, к началу марта текущего года из украинских портов отправилось 789 судов, которые вывезли около 23 млн тонн зерна (49% кукурузы и 27% пшеницы). 60% от этого объема получили пять стран: Китай (4,8 млн тонн), Испания (3,9 млн), Турция (2,6 млн), Италия (1,7 млн) и Нидерланды (1,4 млн). В региональном разрезе картина выглядит так: 52,6% зерна поступило в Европу и Центральную Азию, 24,8% — в Азиатско-Тихоокеанский регион, 14,3% — на Ближний Восток и в Северную Америку, а 2,6% — в государства к югу от Сахары.
«Сделка действительно позволила сдержать рост мировых цен на продовольствие, — констатирует руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Если в марте прошлого года пшеница стоила более $500 за тонну, то в августе — уже $380. Вместе с тем, как следует из отчетов ООН и Всемирной торговой организации, украинское зерно вместо беднейших стран Африки (куда традиционно экспортировалась эта продукция Киевом) направлялось в основном в страны Европы. Соответственно, соглашение не сработало так, как об этом изначально заявлялось, в частности, оно не помогло повысить уровень продовольственной обеспеченности бедных стран. В итоге от сделки выиграла Украина, тогда как проблемы у российских экспортеров остались: обязательства по отношению к ним фактически не выполнены. Затруднен вывоз из черноморских портов продукции АПК и удобрений из РФ, из-за санкций наши суда по-прежнему не могут заходить в европейские порты, сохраняются и все ограничения на банковские платежи, страховки».
В начале марта российский МИД обвинил Запад в саботаже договоренностей «гуманитарного пакета» ООН. В ведомстве напомнили, что план Гутерриша предполагал нормализацию продовольственных поставок из России и Украины в рамках единого пакета, с целью оказания помощи нуждающимся государствам Африки, Азии и Латинской Америки. На деле же зерновая сделка напоминает обслуживание коммерческого зернового экспорта Украины, поскольку большая часть продукции идет отнюдь не в беднейшие регионы планеты. Из более чем 23 млн тонн зерна (преимущественно кормовой кукурузы и фуражного зерна) основная часть, 47%, поступила в страны с высоким уровнем доходов населения, прежде всего в ЕС, а 34% — в страны с доходами выше среднего. Исходя из мартовских данных ООН, в Ливан попало около 0,3% из 23 млн вывезенных Черным морем объемов зерна, в Сомали — около 0,2%, в Джибути — около 0,03%.
В текущем сезоне 2022–2023 годов мировое производство пшеницы, согласно февральскому прогнозу Минсельхоза США, составит 783,8 млн тонн. Из них 21 млн приходится на Украину, 92 млн — на Россию, без которой проблему глобальной продовольственной безопасности, похоже, не решить.
Москва, помимо всего прочего, добивается разблокировки застрявших в европейских портах российских удобрений. Их она готова бесплатно предоставить нуждающимся странам. Первая и пока единственная партия в 20 тысяч тонн была отправлена из Нидерландов в южноафриканское государство Малави 29 ноября 2022 года, прибыла в промежуточный пункт в Мозамбике 28 декабря и пока еще находится на пути к получателям. О готовности разблокировать еще одну партию в 30 тысяч тонн из более чем 200 тысяч тонн, находящихся на ее территории, еще в начале февраля сообщила Латвия.
Невыгодный экспорт
«Сделка оправдала себя лишь отчасти: де-факто реализуется только «Черноморская зерновая инициатива», причем весьма специфическим образом, — отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Невыполнение условий Меморандума о взаимопонимании сокращает наш экспортный потенциал, который по пшенице оценивается более чем в 50 млн тонн. Де-факто поставки зерна из РФ за весь прошлый год выросли лишь на 1,6%, тогда как всей продукции АПК — на 12,1%».
Да, во многом благодаря сделке мировые цены на зерновые — кукурузу и пшеницу — пошли вниз. Однако развивающиеся страны, в наибольшей степени нуждающиеся в дополнительном продовольствии, почти ничего не выиграли. И с этой точки зрения соглашение остается декларативным: его механизм уперся в политические препоны, реальный эффект весьма незначительный. Главным же бенефициаром оказался в итоге Киев: около 23 млн тонн украинского зерна вывезено. В начале марта американский Госдеп выступил за продление сделки, обратившись к Москве, при этом стрелки формально переведены на европейцев: груз с российскими удобрениями застрял у вас, вот вы и разбирайтесь. Словом, рассуждает Масленников, сделка со всей своей гуманитарно-экономической начинкой стала заложницей большой политики, которая выхолащивает ее истинное предназначение. Плюс на ситуации могли сказаться и лоббистские усилия крупных зерновых трейдеров на Западе, абсолютно не заинтересованных в притоке дополнительного зерна на мировой рынок, поскольку это ведет к снижению цен.
России же нужны четкие гарантии исполнения тех положений, что зафиксированы в обоих стамбульских соглашениях. Например, там прописано, что перевалка аммиака по трубопроводу Тольятти – Одесса должна возобновиться вместе с запуском «Черноморской инициативы» и началом транспортировки украинского продовольствия. Однако этого не произошло, напоминает Масленников. Аммиакопровод, прокачивающий в год около 2,5 млн тонн сырья, достаточного для производства 7 млн тонн удобрений, простаивает не по техническим, а исключительно по политическим причинам.
К слову, как пишет издание Politico, его перезапуск поддерживают американские и европейские официальные лица, учитывая роль аммиака как ключевого ингредиента многих удобрений. «Однако в Киеве ссылаются на соображения безопасности, а некоторые западные союзники Украины обеспокоены тем, что аммиакопровод может обеспечить Москву новым источником доходов», — добавляет автор статьи.
Основная загвоздка для России заключается в невозможности использовать западный флот сухогрузов: доступ к фрахту и страхованию по-прежнему затруднен из-за санкций, говорит профессор Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец. При этом, на его взгляд, политикам на Западе нужна зерновая сделка: чтобы совладать наконец с затянувшейся продовольственной инфляцией в своих странах, необходимо добиться снижения цен на сельхозсырье, в частности на корм для скота. Руководители российских агрохолдингов, равно как их западные коллеги, в этом категорически не заинтересованы: экспорт зерна становится откровенно невыгодным занятием. А вкупе с экспортными квотами, введенными для защиты внутреннего рынка от «зерновой инфляции», — невыгодным вдвойне. Сделка снижает цены на внешнем рынке, квоты — внутри, в результате сектор теряет кучу денег.
«Надо понять: человечеству не грозит голод, в элеваторах по всему миру лежат миллионы тонн зерна, — рассуждает Зубец. — Изначально проблема была не с количеством продовольствия, а с его стоимостью. Сейчас на фоне высоких ставок ФРС и Европейского центрального банка цены на пшеницу упали вдвое. И если Россия откажется от дальнейшего участия в сделке, если ценовая динамика пойдет по восходящей, никакой глобальный голод не наступит. Чтобы наши аграрии не несли убытки, надо снижать пошлины, делать экспорт более выгодным. И ни в коей мере не сокращать производство, посевные площади. Стране нужна валюта, а спрос на зерно есть всегда».
«Пакет выполняется наполовину»
Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев смотрит на ситуацию принципиально под другим углом, видя в ней в основном политическую подоплеку. На его взгляд, Россия сохраняет свое присутствие в сделке исключительно ради получающих от нее политические и экономические выгоды Турции (главного транзитера) и Китая (куда идет почти 40% украинских экспортных поставок зерна). Судя по всему, рассуждает экономист, в начале марта Анкара послала Кремлю сигнал в виде запрета на транзит параллельного импорта. Тот в ответ согласился на временное продление сделки — и на следующий же день транзит пошел так, как шел и раньше, несмотря на активное давление со стороны США и Европы. Москва ждет итогов выборов в Турции и приезда Си Цзиньпина. В зависимости от исхода обоих событий станет понятно, что будет со сделкой. Пока же решено взять паузу.
Реализации Меморандума о взаимопонимании и зерновой сделки в целом жестко препятствуют, среди прочего, и концептуально разные подходы к формату договоренностей. Запад, точнее, Евросоюз рассматривает сделку не как пакетное соглашение, а как два отдельных, автономных соглашения, подписанты которых отличаются: в случае Меморандума это Россия и ООН, в случае «Черноморской зерновой инициативы» — Россия, Турция, Украина и ООН. Москва же устами первых лиц МИД утверждает: сделка имеет пакетный характер и без выполнения одного из двух документов недействительна. «Продлевать можно только то, что уже выполняется. А если пакет выполняется наполовину, то вопросы о продлении приобретают достаточно сложный характер», — заявил 9 марта глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров.
В Брюсселе настаивают также на том, что санкции ЕС в отношении России не запрещают ей экспортировать продукты питания и удобрения в третьи страны, что никаких барьеров для поставок российского зерна за рубеж (за исключением самого Евросоюза) нет. Кстати, что касается поставок украинского зерна в Европу, они начались еще до заключения стамбульских договоренностей: товар транспортировался так называемыми «маршрутами солидарности» (по суше и речными путями) в соседние страны, в частности в Польшу и Румынию. Наибольший объем ввоза пришелся на долю фуражной пшеницы, которая особенно востребована в Испании, поскольку это нетто-импортер кормов для животных.
Грозит ли миру голод?
Увы, но к марту 2023 года зерновая сделка обросла толстой-претолстой коростой из всевозможных политико-конъюнктурных разногласий и разночтений. И в реальности не очень понятно, нужна ли она миру в нынешнем своем виде и статусе. В сентябре 2022-го ООН заявила, что сделка «возвращает необходимое зерно на глобальные рынки и способствует снижению цен на основные продукты питания». С одной стороны, ценовой индекс ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) безостановочно уменьшается: в феврале 2023-го он составил 129,8 пункта, что на 18,7% ниже по сравнению с пиковым значением марта прошлого года. Вместе с тем ФАО фиксирует усугубление проблем с продовольственной безопасностью в Буркина-Фасо, Мали, Гаити, Нигерии, Сомали и Южном Судане: по оценке ООН, миллионам жителей этих стран грозит голод.
Кроме того, как сообщил в конце января Совет Европы, резкий рост импорта сельхозпродукции с Украины обернулся тяжелой головной болью для фермеров из Польши, Румынии, Болгарии, Венгрии, Чехии и Словакии. В частности, Варшаву обескуражил гигантский приток на ее рынок украинской кукурузы (в ноябре 2022 года — 1,6 млн тонн, тогда как в ноябре 2021-го поставки не превышали 6 тысяч тонн), а Болгарию — раздувшийся в 22 раза импорт украинского подсолнечника (с 36,1 тысячи до 804 тысяч тонн за январь-декабрь 2022-го). Эти страны потребовали срочно отреагировать на ситуацию, напомнив руководству ЕС, что европейские фермеры и так пострадали от боевых действий на Украине: выросли цены на удобрения, топливо, электроэнергию.