Первый президент Украины Леонид Кравчук, возглавляющий сейчас киевскую делегацию в контактной группе по урегулированию конфликта на Донбассе, предложил вывести Россию из международной расчетной системы SWIFT. Подобная угроза озвучивалась противниками нашей страны несколько лет назад, когда политическая ситуация на юге-востоке Незалежной обострилась до предела. Тогда угроза не была реализована, но с приходом в Белый Дом Джо Байдена, который обещает ужесточить санкции в отношении Москвы, положение рискует измениться. Это поставит под вопрос не только безопасность международных расчетов отечественных компаний, но и затруднит для правительства РФ исполнение социальных обязательств.
Отключить нашу страну от SWIFT, по словам Кравчука, следует в том случае, если конфликт на Донбассе не урегулируют до конца года. «Если Россию вывести из международной расчетной системы, то это будут санкции к государству, а не к конкретным физическим лицам», — заявил он. Впрочем, украинский политик не смог спрогнозировать последствия, грозящие нашей стране, ограничившись фразой: «не знаю, какие применить слова».
Идея вывода России из системы SWIFT, почти полвека используемой на мировом рынке для быстрого обмена информацией о платежах, гарантиях и аккредитивах, возникла в конце 2014 года. Недоброжелатели Москвы старались обрубить для нее возможность проведения оперативных платежей: отключение от этого канала грозило привести к долгой обработке данных и могло негативно отразится как на крупном бизнесе, так и на физических лицах. Угроза выглядит серьезной: ведь наша страна по объему банковских операций входит в тройку мировых лидеров, эксплуатирующих SWIFT, поскольку этой системой пользуется около 400 отечественных финансовых организаций.
Тем не менее, по словам доктора экономических наук Игоря Николаева, подобный сценарий, несмотря на существование соответствующего законопроекта США, пока остается лишь на бумаге. «Администрация Дональда Трампа за прошедшее время так и не решилась придать документу юридическую силу, поэтому использование такого инструмента по сей день остается в гипотетической плоскости», — отмечает эксперт. Аналогичное мнение высказывают представители законодательной власти. «Это непрофессиональное предложение. Исключение России из международной системы платежей нереально, ведь наша страна занимает в ней значительное место», — полагает первый зампред комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Елена Перминова.
Тем не менее, потенциальная угроза, особенно после официального прихода Байдена в Овальный кабинет, продолжает нависать дамокловым мечом над российской финансовой системой. Однако, как полагает эксперт Российского института стратегических исследований Михаил Беляев, большинство наших госбанков, которых в первую очередь могут затронуть проблемы с отключением от SWIFT, способны выйти из ситуации: значительную часть денежных операций они проводят через корреспондентские счета ЦБ. Тем не менее, международные расчеты будут осуществляться медленнее, а ряд участников рынка будет вынужден искать не подверженных санкциям посредников. Рядовые обладатели пластиковых карт Visa и Mastercard, эмитированных попавшими под ограничения банками, также могут столкнуться с проблемами по переводу средств за рубеж.
Как считает Николаев, запрет на использование SWIFT станет неприятным, но не фатальным обстоятельством для экономики нашей страны. Однако у Вашингтона в кармане существует другой санкционный козырь, способный нанести России гораздо больший урон: это ограничения в отношении госдолга РФ. Если они вступят в силу, то американские финансисты не смогут вкладывать деньги в российские казначейские облигации.
«Сейчас Россия предпочитает не тратить средства, накопленные в Фонде национального благосостояния, а стремительно наращивать госдолг, который в будущем году может достигнуть 20-24% ВВП (в кризисном 2008 году он равнялся 6-7%). Фактически инвесторы США, покупая казначейские облигации РФ, работают в пользу исполнения бюджетных обязательств российского правительства. Одолженные у них деньги позволяют, в том числе, в полной мере осуществлять трансферты в пенсионный фонд. Поэтому такая мера может оказаться намного неприятнее и болезненнее, чем отключение от SWIFT, которым нам сейчас угрожает Кравчук», — предупреждает эксперт.