В недавнем интервью телевидению Владимир Путин сообщил, что пик экономических проблем из-за пандемии коронавируса в стране уже пройден и мы начинаем восстанавливаться. «В следующем году, — подчеркнул глава государства, — я думаю, это восстановление будет обеспечено».
Будто в подтверждение слов президента, Росстат обнародовал свои данные по выходу экономики России из коронавирусной «ямы».
Понятно, что длительный простой и самоизоляция не укрепили наши «экономические тылы». По итогам первого полугодия 2020 г. потери в корпоративном секторе (без учета госструктур, малого и среднего бизнеса) составили 3,7 трлн. рублей. Из них 2,2 трлн. недополученной прибыли и 1,5 трлн. дополнительных убытков.
Вот что нам дал коронавирус. В общем и целом экономика страны в первом полугодии получила 4,3 трлн. рублей прибыли, тогда как за аналогичный период прошлого года 8 трлн.
Но согласимся, что, наверное, могло быть и хуже.
За этот период численность компаний прибыльного бизнеса составила 64,7 %, остальные 35,3 % оказались убыточными. Годом раньше эти цифры соответственно были 68,6 % и 31,4 %.
Радует ситуация на селе, которое традиционно считается если не убыточной, то низкорентабельной. А тут всплеск: результаты отрасли за первое полугодие на 29 % выше прошлогодних. Хотя аграрии – одни из немногих, кто в пандемию работали без раскачки, если и «перекуривали», то в ожидании погоды или финансирования.
— Для большинства секторов экономики июнь стал месяцем выхода из кризиса,- считает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.- По крайней мере, об этом говорят данные Росстата. Но в целом, первое полугодие стало для экономики России настоящим испытанием на прочность.
Эксперт прогнозирует, что в третьем квартале нынешнего года наземные пассажирские перевозки начнут понемногу оживать, убытки будут сокращаться. Авиаперевозчики, скорее всего, как были, так и останутся в коме. Нелегкие времена предстоит пережить турбизнесу и непродуктовым ретейлерам. А вот королями положения стали курьерские службы, они пришли всерьез и надолго.
Впрочем, Росстат отмечает, что в самой лучшей ситуации сегодня находится сектор трубопроводного транспорта. Там доля прибыльных предприятий 87 %. А хуже всего перенесли простои в пандемию железнодорожные перевозки, где с прибылью вышли только чуть больше 20 % предприятий.
Однако на сколько точно эти цифры отражают действительность и когда мы, рядовые налогоплательщики, увидим свет в конце тоннеля?
Этот вопрос мы задали доктору экономических наук Игорю Николаеву:
— Это не самая тревожная информация. Она только подтверждает, что в стране продолжается серьезный экономический кризис. Но сокращение численности прибыльных предприятий, о чем говорит Росстат, это достаточно лукавая статистика. Ведь количество убыточных компаний в какой-нибудь отрасли может составить и 90 %. Но если в «плюсе» окажутся несколько крупных предприятий, по капиталу в десятки раз превосходящие родственные, то в целом отрасль будет генерировать прибыль.
Конечно, на такой показатель необходимо обращать внимание, но его не стоит переоценивать.
— Совсем не факт! Можно получить убыток меньше прибыли, в каждой отрасли таких предприятий немало. Берут кредиты на оборотные средства, закупают, допустим, новую линию, получают через какое-то время прибыль и погашают кредит. Это общая практика.
— Вот, это позиция наших властей, они подчеркивают, что мы не хуже, а даже лучше, по сравнению с некоторыми другими государствами, перенесли период пандемии. Что постепенно выкарабкиваемся из кризиса, во 2-м квартале ВВП снизился на 8,5 %, тогда как в соседних странах падение много большее.
Но я хочу сказать: реально располагаемые доходы населения во втором квартале уменьшились на 8 %. Именно такой показатель гораздо важнее для людей, и на его фоне мы выглядим совсем плохо. Одно дело – ВВП, другое уровень жизни, снижение доходов. Особенно с учетом того, что они у наших сограждан падают с 2014 года, 6 лет.