Признаки преднамеренного ухода от налогов проверяющие будут устанавливать в соответствии с так называемым «определенному риск-ориентировочному подходу». Сообщается, что первым под ужесточение ФНС попадет малый бизнес, на котором вроде бы уже начали обкатку обновленного налогового режима.
В российской бизнес-среде с такой оценкой, выводами и намерениями контролеров категорически не согласны. Здесь утверждают, что контролирующие органы и сейчас при желании найдут управу для «уклонистов». Для этого они могут устанавливать обеспечительные меры, если налогоплательщик не сдает отчетность или в результате проверок в виде привлечения к ответственности. Обеспечительные меры запрещают передачу имущества, в том числе под залог без согласия и останавливают движение средств по счетам без разрешения проверяющих.
Представители бизнеса считают, что новая мера станет инструментом давления на предпринимателей, так как решение о блокировке будет приниматься на основании предварительных выводов, которые могут быть ошибочными.
Компетентное мнение
Владимир Громов, к.э.н., старший научный сотрудник лаборатории Исследований налоговой политики ИПЭИ РАНХиГС: «Предполагаемое решение фискальных органов на самом деле призвано сделать конкуренцию справедливой, а правила игры на рынке прозрачными и равными для всех его участников. Кроме того, намерение ограничить операции с имуществом в ходе налоговых проверок следует понимать как способ защиты общественных интересов, когда недобросовестные бизнесмены скрывают от налогов огромные суммы. Только бюджет страны от этого теряет ежегодно более 20 млрд рублей.
Поэтому блокировка имущества должна рассматриваться как механизм сокращения налоговых правонарушений и судебных разбирательств и длительных финансовых расследований в деятельности самих налоговых органов. В итоге налоги будут вовремя поступать в бюджет, издержки налогового администрирования сократятся, что вкупе благоприятно скажется на развитии отечественной экономики.
Считаю, что бизнес-сообществу не следует опасаться данной меры хотя бы потому, что она не предполагает полной фиксации активов, а строится на риск-ориентированном подходе. Это когда выездная проверка назначена в отношении недобросовестного налогоплательщика, который искусственно занижал налоговую базу своего бизнеса. Следует заметить, что такие выездные проверки назначаются одному из 10 тысяч налогоплательщиков. Всего таких проверок по стране проводится не более 6 тысяч в год.
А чтобы исключить возможные злоупотребления в части избыточных блокировок, будет введена система иерархического принятия таких решений. Это когда налоговая инспекция в ходе проверки не сможет самостоятельно блокировать активы. Для этого потребуется санкция центрального аппарата ФНС России в лице руководителя или его заместителей.
Следует также отметить, что даже в случае блокировки активов она не затронет оборотные активы компании, включая денежные средства и готовую продукцию. При этом основные средства также можно будет использовать в производственной деятельности компании.
Таким образом, запрет будет наложен на отчуждение имущества, не имеющего деловой цели. Такой подход видится вполне справедливым, если учитывать, что распродажа имущества часто завершается банкротством».