«Фактор пятницы»
Глава Красноярского края Александр Усс заявил, что первые два дня после разлива топлива в Норильске его дезинформировали. В частности, в докладах говорилось, что авария произошла по причине ДТП с участием автомобиля и емкости для хранения дизельного топлива. При этом говорилось, что для экологии ущерба вообще никакого нет. Эксперт «МК», побывавший на месте происшествия, объяснил, о чем идет речь.
Напомним, 29 мая на территории ТЭЦ-3, принадлежащей «Норильскому никелю», произошла утечка 20 тысяч тонн нефтепродуктов. Однако только 3 июня в регионе ввели режим ЧС федерального уровня. По факту случившегося возбудили сразу 4 уголовных дела. Арестован начальник цеха ТЭЦ.
Считается, что причиной аварии стал свайный фундамент, который под воздействием глобального потепления в условиях вечной мерзлоты накренился. Топливо вылилось на проезжую часть, а ехавший по ней автомобиль загорелся. Нефтепродукты попали в воду. Первыми под удар попали ручей Безымянный и реки Далдыкан и Амбарная. Затем загрязнение обнаружили в озере Пясино, расположенное в 20 километрах от Норильска.
Пясино — это уникальное озеро, образовавшееся в леднике. Из него ядовитые вещества могут попасть в Карское море. Заместитель министра экологии и рационального природопользования края Юлия Гуменюк заявила, что защитные сооружения на пути разлитого топлива либо были установлены слишком поздно, либо оказались недостаточно эффективными, поэтому ядовитые вещества попали в водоем.
Заведующий лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН Владимир Кириллов считает, что разлитые 20 тысяч тонн нефтепродуктов не способны нанести серьезный урон водной экосистеме, потому что она давно мертва. Ученый подчеркнул, что «Норильский никель» годами использует местные реки как свои сточные каналы. При этом до моря нефтепродукты все равно не дойдут: часть из них осядет на дне рек и озера, а часть просто растворится.
Исполнительный директор Открытой экологической платформы «Российские Зеленые» Сергей Шахматов, который осматривал пострадавший регион в минувшие выходные, рассказал «МК», что там сейчас происходит:
— Визуально на озере не было видно никаких нефтяных пятен, но тесты воды показали трехкратное превышение ПДК нефтесодержащих продуктов в Пясино. То есть загрязнение есть, но оно не такое сильное, как в реках Амбарная и Далдыкан. В дальнейшем нужно постоянно проводить мониторинг качества воды, чтобы понять, попала в озеро небольшая доза топлива или туда постоянно что-то попадает в небольших порциях. Сделать это сложно, потому что место труднодоступное, а пробы воды придется каждый раз возить в Красноярск.
— В загрязненных реках животные и растительный мир выживут или там уже все мертво?
— Там беда. Совершенно точно пострадали все живые организмы. Восстановление загрязненных участков рек может занять десятилетия.
— Губернатор Усс заявил, что первые два дня его дезинформировали. С чем это может быть связано?
— Сотрудники МЧС, которые работают в Норильске, сразу передали краевому МЧС самую полную информацию о случившемся, которая была собрана в первые 30 минут после аварии. Я эти сообщения видел. В том числе краевому МЧС сообщили о разливе нефтепродуктов и загоревшейся машине. Однако информация была неверно интерпретирована. По идее, если вам кажется, что информация неполная, нужно отправить на место дополнительные силы, которые должны установить источник загрязнения, возможные последствия и так далее. Но этого сделано не было. То есть претензия не к губернатору, а к МЧС. Именно в ведомстве готовят доклад, на основании которого глава региона выносит решение об объявлении ЧС.
— Почему краевое МЧС не отреагировало должным образом?
— Возможно, сыграл роль «фактор пятницы». Людям хотелось домой, а тут ЧП… Или же просто не посчитали поступившие сообщения серьезными. Но если бы реакция была моментальной, последствия трагедии удалось бы существенно сократить. В частности, разлив нефтепродуктов затронул бы только Далдыкан.
ЧП в Норильске. Хроника событий