Госдума утвердила в третьем чтении закон, который фактически возвращает прежнюю схему бюджетного правила. Правда, в несколько видоизмененном варианте: вместо прежних $44,2 за баррель базовая цена на нефть, необходимая для определения фиксированного размера нефтегазовых доходов казны, принимается на уровне $60. И хотя, по словам руководителей Минфина, это благотворно скажется на выручке бюджета от деятельности сырьевого сектора, смысл решения не вполне понятен.
Напомним, речь идет о механизме, призванном ограждать национальную экономику от негативного воздействия ценовых колебаний на мировом рынке нефти. При бюджетном правиле государство определяет уровень цен на сырье – цену отсечения – на который ориентируются при планировании бюджета. Если стоимость экспортной нефти оказывается выше «отсечки», излишки (в виде дополнительных доходов) используются для покупки валюты в Фонд национального благосостояния. Если, напротив, фактические цены на нефть ниже «отсечки», разница компенсируется продажей валюты из ФНБ. Во всяком случае, так было задумано изначально.
Первое бюджетное правило появилось в России в далеком теперь уже 2004 году. Всего за период с 2004-го по сегодняшний день Минфин разработал целых пять его версий. Вариант, который действовал с 2017 года, предполагал покупку валюты в ФНБ при ценах на нефть Urals выше $40 за баррель. «Отсечку» ежегодно индексировали на 2%, и в 2022 году она составила $44,2. В текущем году бюджетное правило действует на основе определения фиксированного размера сырьевых доходов бюджета на уровне 8 трлн рублей в год. А сейчас решено вернуться в 2024 году к предыдущей версии правила, но предполагающей установление цены отсечения уже в $60 за «бочку» российского сорта Urals. По словам замглавы Минфина Алексея Лаврова, это позволит примерно на 1,7 трлн рублей увеличить базовые нефтегазовые доходы и одновременно расходы федеральной казны.
Между тем, новшество насторожило Счетную палату. Как отметили госаудиторы, пояснительная записка к законопроекту не содержит обоснования меры. При этом есть «риски недостижения» заявленных $60 за баррель: СП напоминает, что ниже этого порога цена Urals на фоне кризисов опускалась в 2015-2017 годах и в 2020-м. Комментируя замечание надзорного ведомства, замминистра финансов Владимир Колычев пояснил, что $60 за баррель — это те же выраженные в рублях годовые 8 трлн рублей, но по-новому считать лучше, «и нас и рынок об этом просил». Но возникает вопрос, остающийся пока без ответа: почему считать лучше, как это следует понимать?
«Думаю, принципиальной разницы между двумя значениями — 8 трлн рублей (расчетная величина) и $60 за баррель – нет, — говорит главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. – Соответственно, не стоит переоценивать новую схему, ждать, что она каким-то волшебным образом повлияет на степень наполняемости бюджета и ФНБ. На самом деле всё зависит от ситуации с сырьевыми доходами: если с ними возникнут проблемы, бюджетное правило может быть скорректировано, как уже происходило неоднократно. Зачем это было сделано сейчас, гадать бесполезно».
Что касается риска недостижения отметки в $60 за баррель Urals, то он незначителен. Сейчас российский экспортный сорт торгуется выше уровня $80 за баррель и трудно представить, что в нынешних геополитических условиях мировые цены на нефть могут сильно обвалиться. Тем более, рассуждает Николаев, что добавилось еще одно грозное обстоятельство, которое будет подстегивать котировки, – в виде мощнейшего и, без сомнения, долгосрочного вооруженного конфликта на Ближнем Востоке.
«Безусловно, риски для бюджета есть, — солидарен с выводами Счетной палаты финансовый аналитик и частный инвестор Федор Сидоров. — Планка отсечения в $60 за баррель Urals рассчитана исходя из котировок Brent в районе $95 в 2024 году. При таком уровне цен на эталонный сорт, стоимость российского сырья будет находиться в коридоре $70-80 за баррель. Соответственно, если прогнозы не сбудутся, то и заявленной цены отсечения достичь не удастся».
Вместе с тем, вероятность падения цены Brent ниже $75 невелика. Странам ОПЕК вообще по силам удерживать цены в районе $105 за баррель. Конечно, на столь экстремальный вариант они не пойдут, дабы не терять выгоду в долгосрочной перспективе. Но уровень в $90-95 за баррель видится вполне реальным, резюмирует Сидоров. А значит, новое бюджетное правило позволит заметно наполнить российскую казну. Ведь при новой системе расчета изменение цены нефти на $1 за баррель даст примерно $2 млрд дополнительных доходов за год.