Согласно распоряжению Мишустина, МЭРТ совместно с ФАС и Росстатом должны взять под постоянный контроль колебания цен на все потребительские товары. В тех случаях, если мониторинг покажет тенденции к ускоренному росту цен, заметно превышающие инфляцию, или риски существенного подорожания, в дело вступят профильные министерства. В случае с продуктами – это Минсельхоз, от которого правительство будет ждать предложений по возможным мерам экономического регулирования.
Решение премьер-министра обусловлено тем, что в последние месяцы продукты дорожают заметными темпами, несмотря на внушительные показатели их производства. Скорость роста на первый взгляд небольшая, но суммарный эффект за несколько месяцев заставляет отнестись к складывающемуся тренду со всей серьезностью. Только за февраль продукты успели вырасти в цене, например, в Новосибирской области на 1,4%, в Волгоградской – на 2,7%. Разные категории товаров дорожают по-разному, но в целом рост продуктовых цен явно опережает инфляцию.
При этом аграрный сектор в прошлом году один из немногих показал существенный рост по всем основным направлениям – в растениеводстве, животноводстве и пищевой промышленности. Страна уже много лет не знает, что такое дефицит и пустые полки магазинов, и даже стала одним из ведущих поставщиков продовольствия на мировой рынок. В чем же причины роста цен? Специалисты видят несколько факторов. Тут и общемировое подорожание провизии, отмеченное Организацией Объединенных Наций, и опережающее инфляцию подорожание бензина, и сама инфляция. Свой вклад вносит самый популярный упаковочный материал – полиэтилен, за вторую половину прошлого года прибавивший в цене на 30%. В общем, у кабинета министров были действительно весомые основания для вмешательства.
— Нужно сказать, что рост цен на продукты был бы существенно больше, если бы на протяжении последних лет не были достигнуты существенные успехи в области импортозамещения, – заявил гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. – Накладываются и другие факторы, влияющие на себестоимость продукции: выросли цены на полимеры – растут траты и на упаковку, подорожал бензин – увеличилась стоимость логистики. К этому добавляются тарифы на электроэнергию, торговые наценки сетей и множество других факторов, которые и формируют конечную стоимость продукта для потребителя.
Как свидетельствует Росстат, в прошлом году в стране было произведено сельскохозяйственной продукции на 6,1 трлн рублей — на 5,3% больше, чем в 2019 году. И это в условиях пандемии, несмотря на отмеченные в ряде регионов неблагоприятные погодные условия. Прошлогодний урожай зерна вообще стал одним из лучших в истории, поставлены рекорды в производстве тепличных овощей, плодов и ягод, рапса, риса и ряда других культур. В этом году, по данным службы, рост сельхозпроизводства продолжился.
— По поводу роста цен на продукты меньше всего вопросов к Минсельхозу. Его главная задача – рост производства продукции, необходимой для обеспечения продовольственной безопасности страны, и он с ней успешно справляется, — заявил управляющий партнер Agro and Food communications Илья Березнюк.
– При этом министерство плотно работает с предприятиями отрасли и хорошо понимает, какие меры поддержки и регулирования необходимы в каждой конкретной ситуации. Поэтому логично, что такого рода инициативы будут поступать в правительство именно от аграрного ведомства.
Вместе с тем директор Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Евгения Серова. предупреждает, что Минсельхоз — ведомство, которое не регулирует цены на продовольствие, а занимается сельхозсырьем. — В развитом мире, к которому мы принадлежим, цена сырья в стоимости продовольствия все время уменьшается. Даже если мы сократим за счет регулирования стоимость зерна, то в хлебе она составляет 20%. Такого сокращения просто никто не почувствует, — уверена эксперт.
Основным государственным органом, отвечающим за розничные цены на потребительские товары, в России традиционно выступает министерство экономического развития. Новое распоряжение правительства требует от МЭРТ ведения постоянного мониторинга и оценки динамики потребительских цен. Их рост – процесс слишком уж многофакторный. И если не остановить, например, инфляцию, достигшую сегодня максимального значения с 2016 года, то никакой рост производства зерна, мяса или масла не сможет заметно отразиться на ценниках в продуктовых магазинах.