Банки предлагают ввести в Систему быстрых платежей, запущенную ЦБ, возможность оспаривания переводов. Оператор СБП обещает сделать это в течение нескольких месяцев. Но обратная сторона появления механизма — рост расходов банков
В Системе быстрых платежей (СБП) Банка России пока отсутствует процедура оспаривания транзакций при оплате товаров и услуг, что может привести к проблеме защиты клиентов от недобросовестных продавцов и снизить привлекательность QR-платежей по сравнению с картами, рассказали РБК представители банков. В Национальной системе платежных карт (операционный платежный и клиринговый центр СБП) обещают начать пилотирование этого механизма в ближайшие месяцы. Впрочем, часть игроков считают, что такой механизм не нужен — его отсутствие делает транзакции дешевле.
Как это работает при карточных платежах
У международных платежных систем (в России наиболее распространены Visa и Mastercard) существует процедура чарджбэка, через которую можно опротестовать транзакцию в банке-плательщике — например, если оплаченная услуга не была оказана, товар не был получен, а также если по карте была проведена мошенническая операция. По условиям чарджбэка в случае возникновения проблем с торгово-сервисным предприятием покупатель может обратиться в банк, который выпустил его карту, затем банк проводит проверку, и в случае выигрыша спора денежные средства списываются со счета получателя средств — банка-эквайера компании, платежного агрегатора, магазина и так далее — и возвращаются плательщику.
Оплата товаров и услуг через Систему быстрых платежей была запущена во второй половине 2019 года. Платеж проходит при считывании QR-кода в виде прямого перевода средств с банковского счета покупателя на банковский счет продавца. С запуска c2b-переводов (от физического лица на счета бизнеса) в СБП было совершено около 145 тыс. подобных платежей на сумму свыше 800 млн руб., сообщил РБК представитель ЦБ. По данным регулятора, услугу оказывают примерно 37 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей. Среди банков оплату по QR-коду предоставляют 20 кредитных организаций, а банки с универсальной лицензией в обязательном порядке должны предоставить эту возможность своим клиентам до 1 февраля 2021 года.
Механизм возврата средств от покупателя продавцу в случае отказа от товара в СБП тоже появился не сразу и был запущен лишь в феврале 2020 года.