«Тинькофф» запустил проект по борьбе с подменой номеров мошенниками, вскоре это сделают Сбербанк и ВТБ. В работе сервисов принимают участие крупнейшие операторы связи. Но новая система не станет панацеей, предупреждают эксперты
Крупнейшие банки и сотовые операторы начинают запускать антифрод-решения (от англ. fraud — «мошенничество») по борьбе с подменой телефонных номеров злоумышленниками, рассказали РБК представители Тинькофф Банка, Сбербанка и ВТБ.
О том, что банки совместно с телеком-операторами тестировали такие проекты, РБК писал год назад. Операторы разрабатывали сервисы на базе программного обеспечения шведской компании Hexagon. В тестировании, в частности, принимали участие Тинькофф Банк, ВТБ, Газпромбанк, Райффайзенбанк, МКБ, МТС Банк, а также «МегаФон», МТС, Tele2 и «Вымпелком» (работает под брендом «Билайн»).
ЦБ за первое полугодие 2020 года заблокировал более 9,7 тыс. мошеннических телефонных номеров — почти в четыре раза больше, чем за январь—июнь прошлого года. Около 80% злоумышленников звонили людям с подменных номеров банков. Сбербанк с начала 2020 года зафиксировал более 3,4 млн жалоб клиентов на телефонное мошенничество, сообщил РБК его представитель: показатель вырос более чем в 30 раз по сравнению с 2017 годом и более чем в два раза по сравнению с 2019 годом. «Количество мошеннических звонков гражданам России достигает 100 тыс. в сутки, телефонное мошенничество в РФ уже имеет все признаки национального бедствия», — сказал представитель банка.
Кто и как запускает сервисы
- Тинькофф Банк уже запустил антифрод-платформу Tinkoff Call Defender в партнерстве с «МегаФоном», МТС, Tele2 и «Тинькофф Мобайл» для клиентов своей экосистемы, сказал представитель банка. Она объединяет сервис, разработанный мобильными операторами, и собственные технологии банка по противодействию мошенничеству.
- Сбербанк запускает свой проект с Tele2 и «МегаФоном», в процессе подключения — МТС и «Билайн», сообщил представитель банка, не назвав конкретные сроки. Банк уже сейчас осуществляет инфообмен с крупнейшими операторами о рисковых индикаторах, нацеленных на защиту клиентов от различных схем мошенничества. Новое решение дополнит этот механизм, говорят в банке.
- ВТБ успешно завершил пилот и планирует внедрять антифрод-систему в ближайшее время, рассказали в его пресс-службе: «Детали и параметры ее работы не раскрываем в целях безопасности».
- «Система была разработана операторами связи в прошлом году. Когда был готов прототип, мы начали предлагать ее банкам для проведения пилотов, и «Тинькофф» был одним из первых, кто решил ее попробовать», — рассказал директор по предотвращению мошенничества и потерь доходов «МегаФона» Сергей Хренов. Компания находится на стадии подписания договоров с еще рядом банков, добавил он.
- Tele2 уже запустил проект с Тинькофф Банком и Сбербанком и ведет переговоры с другими кредитными организациями, сообщил представитель оператора. «Ценность антифрод-платформы повышается за счет консолидации абонентских баз всех крупных операторов. Поэтому Tele2 объединилась с конкурентами, чтобы предложить рынку максимально надежный продукт. Все участники интегрировали свои решения на платформе Hexagon с помощью специального программного обеспечения», — сказал он.
- В МТС уточнили, что опытно-промышленная эксплуатация проекта с Тинькофф Банком и Сбербанком (то есть тестирование на широком круге клиентов) началась в марте 2020 года. «Сейчас мы начинаем пилоты с ВТБ, Райффайзенбанком и МТС Банком», — пояснил представитель компании.
- «Вымпелком» на вопросы об участии в подобных проектах не ответил. Его представитель сообщил только, что компания взаимодействует «с банками в рамках специально созданного сервиса, предназначенного для оперативного информирования банков о различных событиях в целях защиты абонентов от мошеннических действий».
- Райффайзенбанк пока изучает предложения операторов, сообщил его представитель.