По большому счету, сегодня купить «лихоманку» не проблема. Это в горбачевские времена выпивка продавалось строго по расписанию — с 11 до 7 вечера. И все, хоть лоб расшиби! Если только у таксистов за червонец (когда бутылка стоила 4,12 рубля) или в ресторане — тоже за червонец.
Предлагая узаконить незаслуженно отмененную торговлю спиртным на стационарных рынках, в Минпромторге преследуют благородную цель: эта мера позволит создать в стране новые цивилизованные рынки и улучшить работу действующих точек.
Собственно, требований всего два: должны быть стационарные крытые рынки, а не торговые ряды. Видимо, расчет на то, что самостийные торговые ряды тут же будут переоборудованы в современные.
И второе: потенциальный продавец или общепитовская «точка» обязаны купить у государства лицензию на продажу алкоголя.
Может показаться, что пресловутый «зеленый змий» сам вырывается из бутылки. И что теперь в стране начнется вакханалия, знакомая нам по 90-м годам прошлого века. Когда все и везде продавалось в разлив и в розницу…
Однако некоторые эксперты полагают, что именно продажа лицензий — конечная цель Минпромторга. Эта мера стоит недешево и способна дать бюджету ощутимую прибавку. Нужен солидный уставной капитал и ежегодная уплата госпошлины — все это выливается в копеечку.
Председатель российского «Союза борьбы за народную трезвость» Владимир Жданов рассказывает, что как-то побывал в одной деревне Красноярского края, заглянул в сельмаг. И с большим удовлетворением для себя отметил, что там вообще не торгуют алкоголем. Предположил, что тамошние крестьяне стали вести трезвый образ жизни — ведь раньше постоянно пьянствовали, из винного отдела не вылезали.Потом выяснилось, что крестьяне по-прежнему пьют горькую, только не сертифицированную, а самогон. А винный отдел прекратил свое существование, потому что лицензия на продажу алкоголя стала очень высокой, если магазин ее купит, то сразу прогорит.
Понятно, что главный трезвенник страны категорически против инициативы Минпромторга о расширении точек продажи алкоголя и о реализации его в разлив в общепите.
— Науке известны всего три причины пьянства, — говорит он. — Первая — это доступность алкоголя. Вторая — убеждение людей, что нужно обязательно выпить по какому-то поводу. А поводов этих становится все больше и больше. И, наконец, третья — наркотическая природа алкоголя, человек втягивается. В наших силах поменять убеждения людей и уменьшить доступность. Но в этом плане все получается наоборот. Ведомства все меряют деньгами и идут на поводу производителей спиртных напитков.
— Ничего мы писать не будем, бесполезно. Отправили уже сотни или тысячи писем Никакой реакции, нас никто не слышит. Власть всегда найдет экспертов, которые скажут, что это очень полезная и своевременная мера.
— Антиалкогольная кампания дала блестящие результаты. Молодежь перестала пить, почти поголовно перешла на трезвый образ жизни. Отрезвевшая молодежь рожала на полмиллиона в год детей больше. Был демографический всплеск, увеличилась продолжительность жизни. Алкогольная мафия потеряла свои доходы и сделала все, чтобы очернить этот период: 1985-1988 годов.
Впрочем, все это — история давно минувших дней. А сегодняшняя история пишется уже в иные рыночные времена. Причем слово «рыночные» применительно к алкоголю, судя по всему, будет иметь непосредственное отношение.