Правовое регулирование криптовалют (Bitcoin, Ethereum и т.п.)
Интерес к криптовалютам только растет. Все больше людей рассматривают ее как инструмент инвестирования, а некоторые — и как средство платежа.
Там, где есть финансовый интерес и реальные отношения между субъектами, должно быть правовое регулирование. Отечественный законодатель не спешит определять «правила игры» с криптовалютой, и это порождает все больше и больше вопросов.
В настоящем приеме мы остановимся на правовой природе криптовалюты, изучим насущные вопросы правового регулирования и налогообложения операций, защиты прав владельцев криптовалюты, в том числе в суде.
Итак, давайте разбираться.
Что стоит понимать под криптовалютой?
Для того, чтобы регулировать что-то, необходимо понимать, с чем мы имеем дело. Ключевой проблемой в регулировании криптовалют является отсутствие закрепления в нормативных актах РФ самого понятия криптовалюты.
Внимание на криптовалюту обращали многие государственные органы, среди которых Центробанк, Налоговая служба, Росфинмониторинг, Министерство финансов. При этом все они давали криптовалютам критическую оценку. Так, в Информации Банка России от 27.01.2014 г. криптовалюты были фактически названы денежными суррогатами, выпуск которых на территории РФ запрещен согласно ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Аналогичной позиции придерживался Росфинмониторинг в своем Информационном сообщении от 6 февраля 2014 г.
Проблема заключается еще и в том, что даже определение денежных суррогатов, которыми Банк России называет криптовалюты, также отсутствует, вследствие чего невозможно говорить о том, подлежат ли криптовалюты запрету как разновидность денежных суррогатов.
Если говорить о том, что считают криптовалютой в мире, то это разновидность цифровой валюты, создание и контроль за которой базируются на криптографических методах, а учет ее децентрализирован.
Какова правовая природа криптовалют?
Возможных вариантов несколько – это может быть валюта, ценная бумага, товар (электронный). Федеральная Налоговая служба в своем Письме от 3 октября 2016 г. N ОА-18-17/1027 указывала, что операции, связанные с приобретением или реализацией криптовалют с использованием валютных ценностей (иностранной валюты и внешних ценных бумаг) и (или) валюты Российской Федерации, являются валютными операциями, порядок проведения которых установлен Законом N 173-ФЗ, и должны осуществляться через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках. То есть при отношении к криптовалютам как к денежным суррогатам налоговая дает разъяснения, каким образом всё-таки должны осуществляться операции по их приобретению или реализации.
На наш взгляд, более близким как для понимания сущности криптовалют, так и для их регулирования является подход, отраженный в Проекте Федерального Закона «О регулировании децентрализованного виртуального имущества». Он был разработан инициативной группой игроков на рынке криптовалют. В Проекте криптовалюту рассматривают как имущество в цифровой форме, не номинированное в валюте Российской Федерации или иностранных государств, которое может быть использовано неопределенным кругом лиц для заключения сделок менового характера.
Кроме самого определения криптовалюты, важнейшим является также предложение определить природу сделок с ней, как носящих меновый характер. Это позволит квалифицировать криптовалюту как иное имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ и понять сущность правоотношений, в которых она используется. Отметим, что такой подход означает отсутствие обязательности принятия криптовалюты как средства платежа, но предоставляет свободу субъектам в совершении сделок.
Запрещены ли криптовалюты к обороту в России?
В Информации Банка России от 27.01.2014 г. Центробанк предусмотрительно не стал говорить о запрете оборота криптовалюты, но указал на то, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену «виртуальных валют» на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Об отсутствии запрета в законодательстве Российской Федерации на проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалюты указывала и Федеральная налоговая служба в письме от 3 октября 2016 г. N ОА-18-17/1027.
При этом, несмотря на отсутствие запрета на оборот криптовалют, существует фактический запрет на распространение информации о них. Суды повсеместно принимают решения о том, что информация о криптовалютах является запрещенной к распространению на территории РФ, а на основании этого блокируются соответствующие сайты (см. Решение Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга 16 мая 2017 г. по делу № 2-1993/2017, Решение Наримановского районного суда Астраханской области от 14 февраля 2017 г. по делу № 2-105/2017).
Подлежат ли операции с криптовалютой налогообложению?
Ввиду отсутствия регулирования оборота криптовалюты возникает пробел в учитывании доходов, полученных при операциях с ними, для целей налогообложения.
На данный момент единственным источником, позволяющим внести какую-то ясность в этот вопрос, является письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2017 г. N 03-04-05/66994, в котором говорится о том, следует ли с операций с криптовалютой уплачивать налог на доходы физических лиц. В письме указывается на отсутствие особого порядка налогообложения доходов при совершении операций с биткойнами в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового Кодекса РФ. При этом Министерство считает, что если у лиц, осуществляющих операции с криптовалютами, возникает экономическая выгода в денежной или натуральной форме и ее возможно оценить, то физические лица, получающие вознаграждения на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Выходит, что в отсутствие фактического правового регулирования оборота криптовалют все равно есть необходимость уплачивать налоги.
Есть ли реальный механизм защиты прав владельцев криптовалют?
При фактическом непридании криптовалютам какого-либо статуса субъекты, использующие их, не могут полагаться на судебную защиту своих прав в связи с тем, что не определено, что есть право на криптовалюту.
При фактическом непридании криптовалютам какого-либо статуса субъекты, использующие их, не могут полагаться на судебную защиту своих прав в связи с тем, что не определено, что есть право на криптовалюту.
Например, если стороны договорились, что одна из них осуществит оплату в биткойнах, и обе стороны надлежащим образом исполнят свои обязательства, то для суда в таком деле не будет установленным факт оплаты. Суды критически оценивают возможность исполнения обязательства криптовалютой и, кроме того, не разъясняют, что необходимо представить стороне, чтобы подтвердить реальное исполнение (Постановление Шестого Арбитражного Апелляционного суда № 06АП-552/2016 от 01.04.2016 г., Постановление Шестого Арбитражного Апелляционного суда № 06АП-2802/2016 от 28.06.2017 г.).
Таким образом, в настоящий момент существует много пробелов в правовом регулировании криптовалют. Банк России в своей Информации от 04.09.2017 г. «Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют)» остался верен своей позиции, изложенной в 2014 году, а также указал на то, что большинство операций с криптовалютами совершается вне правового регулирования Российской Федерации.
В связи с этим мы рекомендуем учитывать следующие риски, которые несут субъекты, осуществляющие операции с использованием криптовалют:
Политика государства по развитию блокчейна в России
Содержание
Основные статьи:
Блокчейн — одна из сквозных технологий цифровой экономики
Дорожная карта развития технологий распределенного реестра (блокчейн)
2020: Правкомиссия утвердила дорожные карты развития интернета вещей и блокчейна
10 декабря 2020 года стало известно о том, что правительственная комиссия по цифровому развитию утвердила разработанные «Ростехом» дорожные карты по развитию в России интернета вещей и блокчейна. Госкорпорация оценила реализацию проектов в 22,4 млрд и 10,1 млрд рублей соответственно, в том числе 17,4 млрд и 5,6 млрд рублей финансирования из внебюджетных источников. Подробнее здесь.
Экспертный совет по цифровой экономике и блокчейн-технологиям создан в Госдуме
28 сентября 2017 года при Комитете Госдумы по экономическому развитию, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству создан Экспертный совет по цифровой экономике и блокчейн-технологиям. Совещательный орган отвечает за правовое, экспертное и информационно-консультативное обеспечение деятельности Комитета по вопросам развития цифровой экономики и внедрения блокчейн-технологий. Подробнее здесь.
Росстандарт создаёт технический комитет по стандартизации блокчейна
15 августа 2017 года Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) объявило о формировании нового технического комитета по стандартизации под названием «Программно-аппаратные средства технологий распределённого реестра и блокчейн». Подробнее здесь.
Минкомсвязи рассматривает возможность применения блокчейна в долевом строительстве
В июле стало известно о том, что в Минкомсвязи рассматривают возможность применения технологии блокчейн в работе Росреестра. Об этом заявил министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров в кулуарах саммита G20 в Гамбурге. [1]
По словам главы Минкомсвязи, рассматривается, в частности, пилотный проект с применением блокчейна, к примеру, при заключении сделок, связанных с долевым участием в строительстве.
Премьер-министр Медведев поручил изучить возможности блокчейна для применения в цифровой экономике
Премьер-министр Дмитрий Медведев в марте 2017 года поручил Минкомсвязи и Минэкономразвития рассмотреть возможность применения технологии блокчейн в системе госуправления и экономике РФ [2] . Сделать это необходимо при подготовке программы «Цифровая экономика», которая войдет в комплексный план действий правительства в 2017–2025 гг.
Медведев отметил, что этим инструментом уже пользуются крупные банки, корпорации и некоторые государства. Он добавил, что технология эта особая и исключает наличие посредников. Подлинность операций подтверждается самими участниками сети, поскольку нет единого хранилища информации, она вся разбита на блоки, то переписать эту информацию без ведома других лиц или каким-то образом внедриться туда невозможно, сказал глава кабмина. Он также добавил, что блокчейн может способствовать «избавлению делового оборота от излишней бюрократизации».
Медведев заявил, что нужно проанализировать, насколько это применимо в российской системе госуправления, экономике. Для работы над планом, считает премьер-министр, нужно привлечь Экспертный совет при правительстве, различные научные и общественные организации, бизнес-сообщество.
Перспективы применения блокчейн в госсекторе неделей ранее обсуждали участники конференции TAdviser IT Government Day. Зампредседателя правительства Московской области – министр государственного управления, ИТ и связи Максут Шадаев, говоря о своем регионе, отметил, пока на повестке дня тема использования блокчейна не стоит.
По словам Шадаева, жителей Московской области пока больше волнует, чтобы власти заделывали ямы на дорогах, нежели подобные технологии. В регионе научились заделывать ямы через приложение по присылаемым фото с координатами и электронной подписью, и даже это уже можно считать революцией, полагает он. Максут Шадаев добавил, что Московская область подождет, когда кто-то из технологических лидеров, например, ФНС, внедрит у себя эту технологию.
Начальник управления ИТ ФНС Татьяна Матвеева отмечает, что было большое количество совещаний по блокчейну в Минкомсвязи, в Администрации президента, Аппарате правительства.
Любая технология должна быть применена обоснованно, уверена представитель ФНС. По ее мнению, блокчейн должен сначала быть проектным решением, после чего должно быть просчитано конкретное финансово-экономической обоснование, показывающее, что применение блокчейн экономит либо трудовые ресурсы, либо финансовые вложения. После этого должно идти внедрение.
В качестве наиболее ярких примеров применения блокчейна Татьяна Матвеева выделила их использование при голосованиях и в процессах финансовых организаций. Если же говорить о применении технологии в госуслугах, тут начинаются большие «натяжки», полагает представитель ФНС, потому что в этой сфере часто нет недоверенной среды, в основном там доверенная среда. Никто пока не взял на себя решение вопроса с юридическим узакониванием блокчейна в России с точки зрения применения в органах власти, добавила она.
Евгений Черешнев, «человек-киборг», основатель компании Biolink, согласен, что блокчейн – не панацея для чего-либо. По его мнению, для решения большинства вопросов с помощью блокчейн, надо подключать к обсуждению экспертов, которых обычно не подключают.
Председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин согласен с Татьяной Матвеевой из ФНС, что пока дальше общих оценок и приближения к эксперименту не дошли. При том, что в ЦБ действительно понятно, где применять технологию блокчейн. Как юрист, Емелин отметил, что со стандартной юридической практикой подходить к таким вещам нельзя. Особенно в финансовой сфере, где задействованы серьезные суммы и серьезные риски.
В ЦБ, по словам Андрея Емелина, подошли к блокчейну с технологической стороны, стало понятно, что делать, но когда столкнулись с первым регулятором, которому потом эту технологию применять, он начал задавать вопросы, ответов на которые у технологов нет.
2016: ФНС видит в блокчейне возможность освободить граждан от налоговых деклараций
Федеральная налоговая служба (ФНС) намерена сделать второй шаг после запуска онлайн-касс, который позволит отказаться от декларационного механизма работы с компаниями.
Это существенно упростит документооборот, оставит в прошлом необходимость содержать большой штат бухгалтеров и повысит эффективность системы в целом. Об этом «Известиям» сообщил замглавы ведомства Даниил Егоров. Революционный замысел ФНС собирается реализовать за счет использования передовой технологии блокчейн (децентрализованная база данных, на которой работает, например, криптовалюта биткоин) [3] .
Замглавы ФНС сообщил, что текущая схема тяжеловесна и создает много неудобств всем ее участникам. Система блокчейн будет работать на первичных данных, которые будут поступать в налоговую прямо в момент их оформления у налогоплательщиков. После чего данные будут сводиться инспекцией, а налогоплательщик их подтверждать. Такой «прорыв», как считает Даниил Егоров, пойдет на пользу как налогоплательщикам, так и ФНС.
Смотрите также Блокчейн и криптовалюта
- Консорциум R3— R3 управляет консорциумом из более чем 60 крупнейших в мире финансовых институтов для разработки прорывных коммерческих приложений для индустрии финансовых услуг, которые используют соответствующие элементы распределенных и общих реестровых технологий.
- IPChain Сеть транзакций прав и объектов интеллектуальной собственности
- Блокчейн–фонд
- Эмеркоин Блокчейн-консорциум (Emercoin Consortium)
https://centraldep.ru/law4biz/pravovoe-regulirovanie-kriptovalyut/
https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8E_%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D1%87%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8