Главная » Криптовалюта » Технология блокчейн » Доставка без неприятностей: зачем логистике нужен блокчейн – | eCommerce хаб
Опубликовано: 7 июля 2020

Доставка без неприятностей: зачем логистике нужен блокчейн – | eCommerce хаб

Доставка без неприятностей: зачем логистике нужен блокчейн

Игорь Бахарев

Ошибки при доставке товара — одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются клиенты интернет-магазинов. Логистика остается консервативной индустрией, которая стремится к экономии. В то же время это перспективный рынок для блокчейн-стартапов, а крупные компании внедряют блокчейн в уже сложившиеся логистические цепочки. В частности, Alibaba Australia только на днях объявила о запуске пилотного проекта Food Trust Framework, в рамках которого доставка продуктов из Австралии и Новой Зеландии в Китай будет отслеживать с помощью блокчейна.

Автор профильного портала Bloomchain Виктор Сикирин постарался разобраться, что не так с современной системой грузоперевозок, может ли блокчейн помочь российской логистике и как связаны РЖД и блокчейн-технологии.

Заказ на блокчейне

Главная задача логистики — перевезти груз из одной точки в другую в целости и точно в срок. По пути из пункта А в пункт Б с товаром могут взаимодействовать десятки участников из разных стран: водители, экспедиторы, таможенники, чиновники. У каждого из них свои правила, требования и документы. Груз могут испортить, потерять или доставить с опозданием. Полностью контролировать всю цепочку сложно, еще труднее вовремя реагировать на внезапные сложности вроде срыва поставки.

Например, вы заказываете джинсы из США. Для организации их доставки поставщику необходимы договоры купли-продажи, транспортные накладные, отсканированные и бумажные таможенные декларации, договоры по морской и автомобильной перевозке, переводы документов и т.д. В процессе задействовано множество подрядчиков, говорящих на разных языках. Если хотя бы один из них потеряет или неправильно заполнит какой-нибудь документ, сорвется весь процесс.

Схема движения товара не менялась десятилетиями: импортер — дилер — розничная сеть. Услуги посредников обходятся в 10%-45% от стоимости доставки.

Чтобы стать эффективнее, логистические компании должны обрабатывать большие массивы данных, следить за товаром в реальном времени, обмениваться информацией с партнерами. После появления технологии блокчейн именно с ней некоторые участники рынка стали связывать возможную модернизацию системы.

Зачем блокчейн современной логистике

Сокращение документооборота и количества действий. Смарт-контракты могут значительно сократить количество бумажных документов и исключить лишние операции. Достаточно один раз прописать условия сделки — и ждать их выполнения без подписания промежуточных бумаг. В результате все процессы будут проходить быстрее.

Прозрачность и полный контроль. В блокчейне можно зафиксировать весь путь товара, от производства до полки магазина. Данные всегда доступны для всех участников процесса. Если почта потеряет документы или кто-то внесет в них изменения, все данные можно будет проверить в публичном реестре. Изменить информацию задним числом не получится.

Меньше посредников. Участники цепочки могут общаться друг с другом без сервисов-посредников — а значит, и без комиссий. Чем меньше посредников, тем ниже стоимость доставки.

Решение спорных ситуаций. Публичный реестр может облегчить решение споров между участниками процесса перевозок. Доказательством правоты в таком случае послужит запись в блокчейне.

Контроль качества. В блокчейне можно хранить информацию о товарах, производителе, сроках годности. Это позволит вычислить недобросовестных поставщиков, предотвратить неправильную маркировку товаров, обнаружить поставки контрафакта.

Блокчейн для Alibaba и РЖД

Блокчейн в одиночку не перестроит всю логистику: не проложит оптимальные маршруты для водителей, не загрузит товар, не организует работу. Скорее всего, он даже не спасет от всех ошибок. Зато технология поможет упростить документооборот, обнаружить ошибки или хищения, проследить за выполнением условий контракта.

Найти практическое применение блокчейна в логистике сегодня пытаются крупные мировые компании.

IBM рассматривает возможность создания системы на базе блокчейна, которая объединит производителей, поставщиков и розничные сети. В проекте участвуют Walmart, Kroger, Unilever, Nestle, McCormick, Tyson.

В начале года IBM вместе с крупным морским перевозчиком Maersk сообщили о совместной работе над глобальной логистической блокчейн-платформой. Интерес к блокчейну также проявляют Amazon, Alibaba, FedEx.

В России из крупных компаний о тестировании блокчейна пока сообщили только РЖД. Компания тестирует технологию на электронной торговой площадке, однако оговаривается, что речи о конкретных сроках и практической реализации пока не идет. О планах по использованию блокчейна осенью прошлого года говорил и гендиректор «Почты России» Николай Подгузов.

Туманные перспективы

Несмотря на привлекательные перспективы, эксперты и участники рынка признают, что переход логистики на блокчейн в ближайшее время вряд ли возможен. Одна из главных проблем — сложность внедрения технологии в реальную экономику и бизнес-процессы.

Еще одна задача связана с необходимостью создания единой блокчейн-экосистемы для всех перевозчиков. Нельзя забывать и о том, что логистический бизнес, предполагает постоянное изменение. Вопрос о том, как обеспечить корректную работу смарт-контрактов в таких условиях, остается открытым. Так же, как и вопрос коммерческой тайны, с которой трудно совместить один из базовых принципов блокчейна — прозрачность данных.

«Блокчейн хорошо работает там, где высокое (100%) качество данных и не предполагается мультивариантность. Поэтому в логистике он может применяться только на определенных участках; например, во взаиморасчетах».

Некоторые участники рынка уверены, что блокчейн будет использоваться в сфере грузоперевозок, так как строить современную логистику без передовых IT-решений невозможно. У технологии есть перспективы в отрасли, но ей мешают правовая неопределенность, технические сложности, непоследовательность и несговорчивость перевозчиков.

Технология блокчейн в транспортной логистике

Технология блокчейн в транспортной логистике

Криптовалюты стали самым ярким проявлением технологии блокчейн. Но не смотря на их доминирование, сама технология готова протестировать другие сферы глобальной индустрии: от агрокомплекса до искусства. Так, блокчейн в транспортной логистике — еще одно перспективное направление. Оно стремится изменить цепочку поставок, то, как товары от производителя доходят до конечного потребителя.

Грузоперевозки — сложная отрасль. Самые разные виды транспорта колесят (и летают) по планете, чтобы доставить различную продукцию. Самая крупная доля принадлежит судоходству, с помощью морского сообщения перевозится около 90% всех товаров, особенно касается продовольствия.

Возможность использования блокчейна может потенциально изменить парадигмы, принятые в этой сфере. Через блокчейн и смарт-контракты можно управлять сложной глобальной торговой сетью путем создания единого, прозрачного источника информации. Логистика на блокчейне будет стимулировать конкуренцию, эффективность и меньшие ошибки. Стоит заметить, что главная идея — единый достоверный центр и снижение комиссий. Конечно, это можно сделать без блокчейна, объедением всех участников в единую базу, но децентрализация и здесь кажется разумным решением.

Исторический пример: контейнеры как протокол?

Технология блокчейн в транспортной логистике

Спросите любого в индустрии судоходства, и он расскажет о важной роли контейнеров в том, как товары путешествуют по всему миру. Когда морской контейнер для интермодальных перевозок (за перевозку ответствено одно лицо) в середине XX века обрел универсальный вид, это позволило использовать одну и ту же тару и на корабле, и в грузовике, и в поезде в любой точке мира. Раньше контейнеры были разных размеров. Груз часто приходилось перекладывать, когда менялся способ перевозки. С изобретением стандартизированного гофрированного металлического контейнера такой необходимости не стало. Также такие контейнеры смогли складывать вместе для компактности. Интермодальный контейнер создал протокол для судоходной отрасли. Изменения были революционными. Доставка стала намного эффективнее. Кроме того, передачи груза между перевозчиками стали проще. Легче отслеживать стандартный контейнер, чем случайную упаковку.

Блокчейн как протокол

Такой же уровень преобразования в логистике может вызвать новый цифровой протокол. Как и транспортный контейнер, блокчейн может сделать операции более эффективными, стандартизировать передачи грузов и позволить отправителям и получателям отслеживать свои заказы в режиме реального времени.

Многие из крупнейших компаний в области судоходства и грузоперевозок присоединились к Транспортному альянсу на блокчейне. Его цель — создание стандартов для блокчейна в области перевозок. Эти компании признали потенциал блокчейна и жизнеспособность его использования в своей отрасли. Рано или поздно он станет отраслевым стандартом, поскольку повышение эффективности с его помощью трудно игнорировать.

Документооборот логистики на блокчейне

Один из ключевых компонентов судоходной отрасли известен как коносамент. Этот термин обозначает соглашение, которое определяет, какая компания несет ответственность за товар во время транспортировки в любой момент времени. Коносамент устанавливает условия транспортировки и доставки товара.

Логистика на блокчейне ведет учет коносамента и истории передачи груза. Когда транспортная компания подписывает документ, принимая груз для дальнейшей транспортировки, этот шаг может быть записан в блокчейн. В прозрачной системе эта запись доступна любому участнику системы.

Когда с грузом какие-то проблемы, поставка задерживается из-за сообщения о сложностях, с этим связаны временные траты. Соглашения о доставке могут быть сложными. Они могут быть объединены вместе или переданы подрядчику, а эти звенья цепи удалены друг от друга настолько, что компания, которая отвечает за отгрузку, ничего не знает о человеке, который заплатил за услугу. Это означает, что в случае возникновения проблемы, уведомление затягивается. На блокчейне все стороны теоретически могут видеть цепочку перемещения товара. По записанным в систему данным можно быстро определить, когда что-то пошло не так.

Скорость и удобство в маршрутах

Скорость маршрута — это еще одна огромная возможность для децентрализации. Вместо того, чтобы соглашаться на неэффективные маршруты, когда судоходные компании пытаются заполнить большие партии на своих линиях, более мелкие компании могут предоставить более выгодный маршрут, что ускорит доставку товара.

Логистика на блокчейне также открывает возможность децентрализации рынка. Порог входа в эту отрасль связан с большими расходами, репутацией, авансовыми платежами и прочим. В блокчейн-системе более мелкие операторы смогут выполнять контракты на определенные поставки. Это обеспечивает большую гибкость всей отрасли судоходства.

Сертификация товаров

Блокчейн наиболее необходим в сертификации товаров. Возможно, рассматриваемая технология в сочетании с Интернетом вещей может обеспечить автоматизированную службу для сертификации доставки, защиты от несанкционированного доступа и подлинность отправления. В будущем смарт-контракты могут гарантировать своевременную доставку или автоматически вернуть деньги или отправить замену.

Проекты, посвященные логистике

Технология блокчейн в транспортной логистике

  • Платформа ShipChain (токены TGE и SHIP) собирается записывать поставки на блокчейне Ethereum, используя сайдчейн для отслеживания отдельных зашифрованных географических точек через каждый смарт-контракт. Значение каждой криптографической маршрутной точки доступно только сторонами, участвующими в самой отправке. Это облегчает взаимодействие участников процесса. Информация о грузах, гео-маршрутных точках и др. записывается и публично проверяется. При доставке и подтверждении отправки контракт заполняется и хранится на основном блокчейне.
  • Проект Filament соединяет транспортные контейнеры и промышленные машины с технологией блокчейн через микросхему интернета вещей (IoT). Вещи должны выполнять инструкции самостоятельно, через программное обеспечение под названием Blocklet.
  • Стартап индустрии судоходства, 300cubits, намерен использовать технологию блокчейн: овербукинг перевозчиками и их неявки. Используя Ethereum проект будет «токенизировать» транзакции через токен TEU.
  • NYSHEX пытается повысить доверие в индустрии через систему смарт-контрактов между отправителями и перевозчиками грузов. Вводятся штрафные санкции при нарушении договоренностей.

О том, что ситуация в логистике остается проблематичной, свидетельствуют продолжающиеся усилия по ее урегулированию. Будь то блокчейн, смарт-контракты или сборы за сопровождение грузов, индустрия требует решения. Без него отправители и перевозчики продолжают терять деньги или, как минимум, упускают возможности стать эффективнее.

https://e-pepper.ru/news/dostavka-bez-nepriyatnostey-zachem-logistike-nuzhen-blokcheyn.html

Технология блокчейн в транспортной логистике

 

Оставить комментарий

X

Яндекс.Метрика