Стекинг в фотографии: что это и как сделать
Приветствую, мои дорогие читатели! Каждый из нас мечтает иметь красивые и качественные фотографии. В этой статье вы узнаете, что такое стекинг в фотографии и как с помощью него любой из вас может создавать шедевры, поражающие своей красотой. И поймете, что для этого вовсе не обязательно быть профессиональным фотографом.
- Определение
- Стекинг для новичков
- Способ первый
- Способ второй
- Обработка кадров
- В фотошопе
- На этом все
Определение
Само слово «стекинг» произошло от английского слова «stack» — что означает «стопка» или «кучка», в смысле кадров. В России иногда применяют термины сшивки или так называемой «фокусной вилки».
Вилка бывает экспозиционной, фокусной, компоновочной. Стекинг используют для придания фотографии особо глубокой резкости и применяется чаще всего для макросцен или пейзажей, реже при фотосъемке людей.
Это создание одной фотографии из огромного множества нескольких кадров. Такой метод позволяет обратить внимание зрителя даже на самые мелкие и незначительные детали объекта, запечатленные на фото, потому что для нас часто важна именно детализация и удаление посторонних шумов.
Часто применяется при макросъемке, потому что ГРИП таких фото очень мал. И чтобы сделать вот такой снимок, применяют этот способ.
Такой способ съемки часто используют рекламные агентства, для съемки ювелирных изделий или электронных приборов. При помощи стекинга фотограф может сделать снимок природы, не заботясь о том насколько далеко находится задний план пейзажа от переднего. Все детали в фокусе, как вы видите.
Особенно четко заметить такую разницу между обычной съемкой и стекинг съемкой можно если распечатать фото, таким образом разница заметна еще больше.
Стекинг для новичков
Перед началом работы необходимо подготовить необходимое оборудование. Минимум любого фотографа в таком случае — это камера, а также вспышка с модификатором и программа фотошоп, хотя существуют камеры со встроенной функцией стекинга.
Вспышка или прожектора обеспечат одинаковое падение света на протяжении всей съемки, и не позволят смазать объект при движении камеры. В идеале Вам желательно иметь подвижный штатив, благодаря которому камера может равномерно двигаться взад-вперед.
Способ первый
Существует несколько способов стекинга. Первый из них — это съемка одного небольшого объекта, изменяя резкость при помощи движения камеры, разницу в масштабе Вы сможете автоматически отрегулировать в программе.
Для первой пробы камеры стоит найти небольшой неподвижный объект, желательно на однотонном фоне, для того чтобы во время первой работы вам было проще сосредоточится на движении.
Начиная работу без штатива Вам необходимо принять устойчивую позу, не только для рук, но и для всего тела. Самая сложная часть после нажатия и удержания затвора это медленное равномерное движения ближе к объекту.
Во время непрерывной съемки каждый последующий кадр имеет разную глубину резкости и при помощи программ Photoshop, вы объединяете эти кадры создавая удивительную глубину резкости.
Способ второй
Второй способ съемки используется для масштабных работ. Чаще всего это пейзажи, натюрморты или объекты с большим числом деталей, вроде механизмов или архитектуры.
Для таких работ, камеру фиксируют в одном устойчивом положении, так чтобы все необходимое попадало в объектив камеры. Сама задача заключается в смещении точки фокусировки на разные части объекта.
На каждом новом кадре четко видно отдельный объект, таким образом при окончательном объединении кадров у нас выходит фотография, на которой четко можно разглядеть каждую деталь. Этим методом можно сделать до пятидесяти кадров и именно от их количества будет зависеть четкость и детальность фото.
Обработка кадров
Для стекинга не обязательно устанавливать какой-либо специальный фотошоп, работать с созданием уникальной глубокой резкостью можно почти с любой привычной вам программой редактирования.
Несмотря на это существует как минимум две коммерческих программы специализирующиеся конкретно на стекинге. Среди специализированных программ есть как минимум один бесплатный Фотошоп . В других программах есть отдельные инструменты: функции и маски, которые используют при «фокусной вилке».
Helicon Focus, программа выделяется среди других лучшими результатами склейки методами «взвешенное среднее» и «карта глубин», среди конкурентов она имеет лучшую скорость склейки, а также среди плюсов присутствует официальная лицензия на похожую программу от этого же разработчика.
Zerene Stacker, отличные данные при методе склейки методом «пирамиды». Существуют случаи, когда Вы фотографируете объекты, для лучшего результата к которым возможно применить только функцию пирамиды.
CombineZP — это полностью бесплатная программа, имеющая понятный интерфейс и стандартны функции сшивки.
В стандартной программе Adobe Photoshop, также присутствуют специальные инструменты и функции для стекинга, но из-за того, что программа не предназначена конкретно для этого, в отличие от других, здесь могут происходить затруднения с работой по сшивке, и не стоит забывать о медленной работе при большом количестве кадров.
В данной статье работа со стекингом будет объясняться именно на примере программы Adobe Photoshop. Это одно из самых популярных программных обеспечений с легким и понятным интерфейсом, понятным любому новичку в сфере фотографий и привычно многим любителям.
В фотошопе
Перед началом обработки, необходимо открыть все приготовленные кадры как отдельные слои программы. Выделить все получившиеся слои и применить автовыравнивание слоев, которое находится в разделе редактирования. Все слои необходимо так же продублировать, это пригодится для дальнейшей работы.
Продублированные кадры снова выделяются и к ним применяется авто-наложение слоев, так же из раздела редактирования, выбирается раздел стековые изображения и устанавливается флажок для смешивания цветов.
Благодаря этому, фотошоп автоматически смешает все изображения и вам остается лишь проверить что бы все детали получившейся фотографии имели максимальную четкость.
Для комфортной работы с программой каждому новичку стоит выучить как минимум все основные горячие клавиши данной программы.
Если вы найдете место с недостаточной резкостью, достаточно найти запасной кадр, с отчетливо видной данной деталью и добавить этот слой к остальным, программа автоматически применит уже имеющиеся данные к этому кадру.
На этом все
До новой встречи, я очень надеюсь, что теперь после прочтения этой статьи, вы почерпнули для себя много нового и узнали о стекинге то, что хотели знать. Подписывайтесь на обновления нашего блога и не пропускайте интересные и познавательные статьи.
Стекинг по фокусу при съёмке натюрмортов макрообъективом
Главные особенности макрообъективов
Макрообъективы обладают тремя главными особенностями:
- Способны снимать очень близко к объекту съёмки
- Рисуют очень резко
- Снимают с малой глубиной резкости.
Перевожу на русский: с помощью макрообъектива вы можете подробно показать текстуру и мельчайшие детали объекта съёмки в максимально доступном разрешении и размере. Но в зоне резкости при съёмке вплотную будет лишь очень узкая полоска в несколько миллиметров. Даже при прикрытой диафрагме. Это очень обидно, но таковы законы физики.Чтобы выйти за пределы этого ограничения, используем стекинг по фокусу (брекетинг по фокусировке). Иными словами, надо отснять несколько кадров, в каждом из которых точка фокусировки смещается от самой дальней точки, которая должна быть резкой, до самой ближней. Или от ближней к дальней, неважно. Просто нужно снять несколько кадров, из которых можно в предназначенных для этого программах создать такое композитное изображение, где будет резкой не узенькая полоска, а всё, что нужно.
Что такое стекинг по фокусу
Стекинг по фокусу происходит от английского stack — «стопка», «кучка», в русском языке иногда используют термины «сшивание», «фокусная вилка» или «фокусный брекетинг». «Вилка» бывает экспозиционной, фокусной, компоновочной, и используют её соответственно, чтобы получать панорамные изображения, HDR, или просто в затруднительных условиях, когда одного кадра для получения приличной картинки не хватает. Съёмка натюрморта с большой глубиной резкости — как раз такой случай.
Для получения такого натюрморта нам понадобятся:
- Какие-нибудь объекты съёмки
- Фотоаппарат
- Макрообъектив
- Штатив
- Соответствующие программы
Думаю, с объектами, камерой и оптикой вопросов нет. А вот для сшивания стека понадобится соответствующая программа. Таких программ на сегодняшний день не очень много. Можно использовать привычный Adobe Photoshop, но лично я результатами его «сшивания» недоволен, и рекомендую использовать более подходящие программы. Наиболее известны Helicon Focus и Zerene Stacker. Здесь будет показана работа в Helicon Focus, но вам ничто не мешает проделать то же самое в других программах, принцип действия у них общий.
Съёмка натюрморта макрообъективом для стека
Для съёмки натюрморта я воспользовался оказией: Екатерина снимала свои баночки-цветочки и кремы, и мне не пришлось выкладывать что-то своё. Не ищите в моём примере композицию, смысл и художественное содержание, это исключительно техническая съёмка. Задача этой статьи — показать, как совместить несколько кадров с малой глубиной резкости, снятых на макро-объектив, для получения одной, с увеличенной глубиной резкости.
Устанавливаем камеру на штатив, выбираем точку съёмки, переводим фокусировку на ручное управление, и начинаем снимать, потихоньку, миллиметр за миллиметром, смещая фокус. Чем меньше шаг и больше кадров — тем больше шансов получить идеально резкое изображение с большой глубиной резкости.
Важно!
Снимки я делаю с экспозицией -1 EV или даже -1.5, потому что восстановить детали в тенях проще, чем вернуть выбитые света. Для съёмки стекла стоило бы накрутить на объектив поляризационный фильтр, чтобы избавиться от блика у горлышка флакона, но мне было лень.
Мой стек из примера ниже состоит из десятка кадров, хотя реально можно было обойтись 5−7 кадрами. На одном из скриншотов ниже видно, что подготовил я даже 11 кадров, но один из кадров «Фотошоп» по неведомой причине отверг, и в стекинг по фокусу вошло лишь 10 кадров.
Итак, снимки сделаны. Экспозиция одна и та же, точка съёмки не менялась, все отличия — лишь сдвиг фокуса от ближней точки до самой дальней. Пора подготовить стек для последующей компоновки.
Подготовка изображений в Adobe Photoshop
Я снимаю в RAW, и чтобы получить готовые для сшивания снимки, надо конвертировать RAW в более подходящий формат изображений. В принципе можно обойтись тем же Lightroom с пакетной обработкой, если вам это привычнее. Я использую Adobe Bridge, Adobe Camera RAW и Image Processor.
В Adobe Bridge выделяем нужные изображения, и в меню Stack группируем.После этого в меню Tools выбираем Photoshop — Image Processor.В Image Processor устанавливаем свои настройки, выбираем папку назначения, формат, и запускаем процессор.Поскольку я снимал в RAW, настройки всех кадров Image Processor выполняет аналогично настройкам конвертации самого первого кадра. Как правило, я ставлю все настройки в 0, кроме экспозиции и небольшой коррекции цветовой температуры.Спустя минуту сконвертированные в TIFF снимки готовы для дальнейшего «сшивания». Время запускать Helicon Focus!
«Сшиваем» фотографии стека в Helicon Focus
Загружаем в Helicon Focus подготовленные изображения.После того, как вы убедились, что ни одна фотография из стека не пропала, жмите кнопку Render.Несколько секунд — и Helicon Focus просчитывает маску, по которой генерирует композитное изображение, где собраны важные детали из всех фотографий в стеке.Готовое изображение можно подретушировать непосредственно в Helicon Focus по маске, выбрав соответствующий источник из стека. После этого остаётся сохранить результат. Готовую картинку, сгенерированную с помощью стекинга по фокусу, я подкорректировал в Adobe Photoshop, результат — на заглавном изображении статьи и ниже.
Вот для сравнения снимок на макрообъектив с фокусировкой на этикетке флакона. Бутон пиона, лепестки и листья на переднем плане вне зоны резкости. На снимке справа все сюжетно важные объекты натюрмотра прорисованы резко.Вот фрагменты переднего плана для сравнения в большем разрешении:Отмечу, что Helicon Focus умеет работать непосредственно с файлами RAW, но в этом случае настраивает конвертацию в автоматическом режиме. Почему автоматическая конвертация в RAW — грех, рассказано в статье о детальности и резкости изображений.
https://krasivodel.ru/teoriya/steking-v-fotografii.html