Вместо соцкарт – «МИР» и EMV
История с «Кранбанком» не повторится
В соответствии с изменениями в губернаторский указ «О порядке организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области» в переходный период, с нового года, начнут действовать новые льготные транспортные карты национальной платежной системы «Мир». Школьникам-льготникам младше 14 лет будут выдавать пластиковые карты стандарта EMV (Europay + MasterCard + VISA). И та и другая – с присвоенным статусом «льготной транспортной карты».
«Теперь жителям области, имеющим право на льготный проезд, не придется иметь при себе две карты – социальную и банковскую. При этом расширятся их потребительские возможности: одной и той же картой можно расплачиваться за проезд, за покупки в магазинах, совершать другие платежи», – цитирует начальника департамента дорожного хозяйства и транспорта Дмитрия Вавринчука пресс-служба правительства.
По словам руководителя ведомства, изменение системы оплаты проезда льготных категорий граждан – мера вынужденная. Действующий сейчас механизм организации льготного проезда не позволяет обеспечить защиту денежных средств на счетах людей.
Все находящиеся на банковских картах средства для оплаты льготного проезда будут защищены в соответствии с Федеральным законом № 177-ФЗ «О страховании вкладов…». На них будет распространяться положение о выплате возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев.
«Это полностью исключит повторение ситуации с «Кранбанком», у которого после отзыва лицензии в декабре 2019 года были заблокированы социальные карты жителей и средства граждан «зависли» на счетах кредитной организации», – пояснил Дмитрий Вавринчук.
Для льготного проезда нужно собрать пакет документов
С 1 апреля Ивановская область переходит на новую систему организации льготного проезда в общественном транспорте. Отбор оператора и постепенная замена карт будут происходить в переходный период до 1 апреля. Три месяца прежние способы оплаты (с помощью социальных карт и карт школьника) будут действовать. Но к окончанию этого периода все, кто имеет право на льготный или бесплатный проезд, должны иметь на руках чипированную бесконтактную карту «Мир». Для этого следует обратиться в любой банк с заявлением об оформлении карты «Мир» с присвоенным статусом «льготной транспортной карты». Те, у кого уже есть карта бесконтактной оплаты «Мир», также должны обратиться в банк для привязки к ней статуса льготника.
Пакет документов для всех совершеннолетних граждан един: заявление с согласием на обработку персональных данных, документы, удостоверяющие личность, СНИЛС и банковская карта.
Родителям школьников до 14 лет, имеющим право на бесплатный проезд, за оформлением пластиковой карты стандарта EMV (Europay + MasterCard + VISA) с присвоенным статусом «льготной транспортной карты» нужно будет обратиться с пакетом документов в школу. При этом потребуются: заявление, свидетельство о рождении, фотография ребенка, СНИЛС, документы, подтверждающие право на предоставление мер соцподдержки, а также удостоверяющие личность законного представителя и подтверждающие их полномочия.
«Торопиться не стоит. До 1 апреля социальные карты и универсальные карты школьника с транспортным приложением будут действовать», – пояснил замначальника профильного департамента Денис Марченко.
«Расчетные решения» хотят стать оператором транспортных карт
Выпуском карт стандарта ЕМV, обслуживанием платежей и терминалов будет заниматься оператор, которого департамент определит на конкурсной основе. Терминалы для оплаты проезда перевозчики получат на основании заключенных с ним договоров. В департаменте обещают, что конкурс будет открытым. Участвовать в нем сможет любая компания, отвечающая требованиям, изложенным в конкурсной документации.
Велика вероятность, что оператором карт с транспортным приложением будет дочерняя компания Сбербанка «Расчетные решения».
В сентябре Сбер объявил, что в 2020 году проезд в общественном транспорте с помощью эквайринга Сбербанка был оплачен 500 млн раз. «Сегодня транспортный эквайринг Сбербанка работает на 47 000 транспортных средств в 120 городах России, и эти цифры продолжают увеличиваться», – цитирует пресс-служба банка директора дивизиона «Эквайринг и банковские карты» Сбербанка Дмитрия Малых.
В конце ноября проект Сбера получил национальную премию «Формула движения» в номинации «Лучшее решение в области пассажирского транспорта». Проект банка в Твери и Тверской области «Инновационные цифровые сервисы для пассажиров на общественном транспорте» реализован на IT-платформе дочерней компании Сбера – «Расчетные решения». В Твери на базе банковских карт доступны различные проездные для всех категорий граждан. В рамках проекта исключительно для льготников запущена система «Social ID», которая позволяет оплачивать проезд со скидкой картой «Мир» любого банка.
«Полное внедрение системы планируется в 2021 году, для этого необходимо провести конкурсные процедуры в соответствии с требованиями ФЗ, – сообщила в ответ на запрос «ИГ» пресс-служба ивановского отделения Сбербанка. – Регион утвердит необходимые правовые документы, после этого оператор заключит договор со всеми участниками системы. Внедрение технологии «Social ID» – это следующий шаг реализации транспортного проекта в регионе, который позволит гражданам отказаться от проездных старого образца и пользоваться новой, более современной технологией, которая прекрасно себя зарекомендовала в других регионах, где проект уже реализован. Внедрение технологии «Social ID» станет возможно после проведения всех необходимых конкурсных процедур».
Специальный мониторинг системы, поясняют в Сбербанке, позволит отслеживать пассажиропоток на каждом маршруте. А значит – выстроить более удобную маршрутную сеть в регионе и увеличить количество бортов там, где это необходимо, переведя транспортные средства с менее популярных. Уже сейчас «сберовскими» терминалами оснащены 120 ивановских троллейбусов (ежедневно на рейс выходят 80). К транспортному проекту подключили и десять муниципальных автобусов в Пестяках.
«Банк выступает инвестором в части оснащения перевозчиков необходимым оборудованием, – говорится в ответе на редакционный запрос. – Сложно судить об объемах инвестиций до полноценного запуска проекта, тем не менее банк будет готов предоставить оборудование всем перевозчикам, присоединившимся к транспортной системе».
Перевозчики опасаются роста расходов
Впрочем, техническая возможность, как выяснилось, есть и у нынешнего оператора универсальных карт оплаты проезда во всех видах городского общественного транспорта на территории Ивановской области – компании «ИБТ».
«У нас заключен договор с другим банком, и терминалы могут принимать банковские карты с транспортным приложением, – рассказала директор «ИБТ» Марина Новожилова. – Большинство транспортных средств сейчас работают на наших терминалах. Но в отличие от обладателей сбербанковских терминалов наши перевозчики платят всего 3% с каждой транзакции, а не 7%».
Перевозчики также поделились своими опасениями: они ожидают значительного роста расходов. Если до сего момента они могли приобрести терминал в собственность за 7000 рублей или в аренду за 1300 в месяц, то терминалы от Сбера им предлагали за 25 000 руб., при этом комиссия за транзакции обозначена в размере 10%.
Понятно, что такие расходы при существующих тарифах перевозчиков не устраивают. И вполне вероятно, что в новом году повысится тариф, несмотря на заверения профильного департамента о недопущении такого сценария до повышения качества обслуживания (в один из критериев которого, по словам Дениса Марченко, входит и обеспечение возможности безналичной оплаты проезда).
Мы обратились в Сбер за комментарием, и там нам рассказали, что Сбербанк не продает оборудование перевозчикам. В случае подключения перевозчика к транспортной системе региона, которая регулируется соответствующими правилами, размещенными на сайте оператора системы АО «Региональный информационный центр», оборудование и его сервисное обслуживание производится на безвозмездной основе, а тариф по транзакциям не превышает 5%. В случае отсутствия транзакций с перевозчика не взимается никакой дополнительной оплаты. Безналичная оплата проезда повышает качество обслуживания пассажиров и доступность инфраструктуры региона, особенно в текущих условиях пандемии, когда все стремятся минимизировать контакты, и бесконтактные сервисы стали неотъемлемой частью повседневной жизни.
Правом льготного проезда пользуются:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
дети из многодетных семей
ветераны труда
труженики тыла
реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
https://ivgazeta.ru/read/33518