Вместо соцкарт – МИР и EMV | Ивановская газета

Вместо соцкарт – «МИР» и EMV

До перехода на новые транспортные карты льготникам осталось три месяца

История с «Кранбанком» не повторится

В соответствии с изменениями в губернаторский указ «О порядке организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области» в переходный период, с нового года, начнут действовать новые льготные транспортные карты национальной платежной системы «Мир». Школьникам-льготникам младше 14 лет будут выдавать пластиковые карты стандарта EMV (Europay + MasterCard + VISA). И та и другая – с присвоенным статусом «льготной транспортной карты».

«Теперь жителям области, имеющим право на льготный проезд, не придется иметь при себе две карты – социальную и банковскую. При этом расширятся их потребительские возможности: одной и той же картой можно расплачиваться за проезд, за покупки в магазинах, совершать другие платежи», – цитирует начальника департамента дорожного хозяйства и транспорта Дмитрия Вавринчука пресс-служба правительства.

По словам руководителя ведомства, изменение системы оплаты проезда льготных категорий граждан – мера вынужденная. Действующий сейчас механизм организации льготного проезда не позволяет обеспечить защиту денежных средств на счетах людей.

Все находящиеся на банковских картах средства для оплаты льготного проезда будут защищены в соответствии с Федеральным законом № 177-­ФЗ «О страховании вкладов…». На них будет распространяться положение о выплате возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев.

«Это полностью исключит повторение ситуации с «Кранбанком», у которого после отзыва лицензии в декабре 2019 года были заблокированы социальные карты жителей и средства граждан «зависли» на счетах кредитной организации», – пояснил Дмитрий Вавринчук.

Для льготного проезда нужно собрать пакет документов

С 1 апреля Ивановская область переходит на новую систему организации льготного проезда в общественном транспорте. Отбор оператора и постепенная замена карт будут происходить в переходный период до 1 апреля. Три месяца прежние способы оплаты (с помощью социальных карт и карт школьника) будут действовать. Но к окончанию этого периода все, кто имеет право на льготный или бесплатный проезд, должны иметь на руках чипированную бесконтактную карту «Мир». Для этого следует обратиться в любой банк с заявлением об оформлении карты «Мир» с присвоенным статусом «льготной транспортной карты». Те, у кого уже есть карта бесконтактной оплаты «Мир», также должны обратиться в банк для привязки к ней статуса льготника.

Вам будет интересно  Карты национальной платёжной системы «МИР»

Пакет документов для всех совершеннолетних граждан един: заявление с согласием на обработку персональных данных, документы, удостоверяющие личность, СНИЛС и банковская карта.

Родителям школьников до 14 лет, имеющим право на бесплатный проезд, за оформлением пластиковой карты стандарта EMV (Europay + MasterCard + VISA) с присвоенным статусом «льготной транспортной карты» нужно будет обратиться с пакетом документов в школу. При этом потребуются: заявление, свидетельство о рождении, фотография ребенка, СНИЛС, документы, подтверждающие право на предоставление мер соцподдержки, а также удостоверяющие личность законного представителя и подтверждающие их полномочия.

«Торопиться не стоит. До 1 апреля социальные карты и универсальные карты школьника с транспортным приложением будут действовать», – пояснил замначальника профильного департамента Денис Марченко.

«Расчетные решения» хотят стать оператором транспортных карт

Выпуском карт стандарта ЕМV, обслуживанием платежей и терминалов будет заниматься оператор, которого департамент определит на конкурсной основе. Терминалы для оплаты проезда перевозчики получат на основании заключенных с ним договоров. В департаменте обещают, что конкурс будет открытым. Участвовать в нем сможет любая компания, отвечающая требованиям, изложенным в конкурсной документации.

Велика вероятность, что оператором карт с транспортным приложением будет дочерняя компания Сбербанка «Расчетные решения».

В сентябре Сбер объявил, что в 2020 году проезд в общественном транспорте с помощью эквайринга Сбербанка был оплачен 500 млн раз. «Сегодня транспортный эквайринг Сбербанка работает на 47 000 транспортных средств в 120 городах России, и эти цифры продолжают увеличиваться», – цитирует пресс-служба банка директора дивизиона «Эквайринг и банковские карты» Сбербанка Дмитрия Малых.

В конце ноября проект Сбера получил национальную премию «Формула движения» в номинации «Лучшее решение в области пассажирского транспорта». Проект банка в Твери и Тверской области «Инновационные цифровые сервисы для пассажиров на общественном транспорте» реализован на IT-платформе дочерней компании Сбера – «Расчетные решения». В Твери на базе банковских карт доступны различные проездные для всех категорий граждан. В рамках проекта исключительно для льготников запущена система «Social ID», которая позволяет оплачивать проезд со скидкой картой «Мир» любого банка.

Вам будет интересно  Карты каких банков действуют на украине

«Полное внедрение системы планируется в 2021 году, для этого необходимо провести конкурсные процедуры в соответствии с требованиями ФЗ, – сообщила в ответ на запрос «ИГ» пресс-служба ивановского отделения Сбербанка. – Регион утвердит необходимые правовые документы, после этого оператор заключит договор со всеми участниками системы. Внедрение технологии «Social ID» – это следующий шаг реализации транспортного проекта в регионе, который позволит гражданам отказаться от проездных старого образца и пользоваться новой, более современной технологией, которая прекрасно себя зарекомендовала в других регионах, где проект уже реализован. Внедрение технологии «Social ID» станет возможно после проведения всех необходимых конкурсных процедур».

Специальный мониторинг системы, поясняют в Сбербанке, позволит отслеживать пассажиропоток на каждом маршруте. А значит – выстроить более удобную маршрутную сеть в регионе и увеличить количество бортов там, где это необходимо, переведя транспортные средства с менее популярных. Уже сейчас «сберовскими» терминалами оснащены 120 ивановских троллейбусов (ежедневно на рейс выходят 80). К транспортному проекту подключили и десять муниципальных автобусов в Пестяках.

«Банк выступает инвестором в части оснащения перевозчиков необходимым оборудованием, – говорится в ответе на редакционный запрос. – Сложно судить об объемах инвестиций до полноценного запуска проекта, тем не менее банк будет готов предоставить оборудование всем перевозчикам, присоединившимся к транспортной системе».

Перевозчики опасаются роста расходов

Впрочем, техническая возможность, как выяснилось, есть и у нынешнего оператора универсальных карт оплаты проезда во всех видах городского общественного транспорта на территории Ивановской области – компании «ИБТ».

«У нас заключен договор с другим банком, и терминалы могут принимать банковские карты с транспортным приложением, – рассказала директор «ИБТ» Марина Новожилова. – Большинство транспортных средств сейчас работают на наших терминалах. Но в отличие от обладателей сбербанковских терминалов наши перевозчики платят всего 3% с каждой транзакции, а не 7%».

Перевозчики также поделились своими опасениями: они ожидают значительного роста расходов. Если до сего момента они могли приобрести терминал в собственность за 7000 рублей или в аренду за 1300 в месяц, то терминалы от Сбера им предлагали за 25 000 руб., при этом комиссия за транзакции обозначена в размере 10%.

Вам будет интересно  Справка банка Авангард: Проверка и пополнение баланса, активация и блокировка карты, смена ПИН кода |

Понятно, что такие расходы при существующих тарифах перевозчиков не устраивают. И вполне вероятно, что в новом году повысится тариф, несмотря на заверения профильного департамента о недопущении такого сценария до повышения качества обслуживания (в один из критериев которого, по словам Дениса Марченко, входит и обеспечение возможности безналичной оплаты проезда).

Мы обратились в Сбер за комментарием, и там нам рассказали, что Сбербанк не продает оборудование перевозчикам. В случае подключения перевозчика к транспортной системе региона, которая регулируется соответствующими правилами, размещенными на сайте оператора системы АО «Региональный информационный центр», оборудование и его сервисное обслуживание производится на безвозмездной основе, а тариф по транзакциям не превышает 5%. В случае отсутствия транзакций с перевозчика не взимается никакой дополнительной оплаты. Безналичная оплата проезда повышает качество обслуживания пассажиров и доступность инфраструктуры региона, особенно в текущих условиях пандемии, когда все стремятся минимизировать контакты, и бесконтактные сервисы стали неотъемлемой частью повседневной жизни.

Правом льготного проезда пользуются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

дети из многодетных семей

ветераны труда

труженики тыла

реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

https://ivgazeta.ru/read/33518