АО «Халык-Лизинг» — выгодно, удобно, быстро и прозрачно — Forbes Kazakhstan

АО «Халык-Лизинг» — выгодно, удобно, быстро и прозрачно

C недавнего времени крупнейшая лизинговая компания Казахстана АО «Халык-Лизинг» активизировала работу на рынке, предлагая предпринимателям МСБ различных отраслей новые интересные продукты, в том числе в рамках различных государственных программ поддержки в партнерстве с ФРП «Даму», АО «Аграрная кредитная корпорация» и Министерством сельского хозяйства РК

Подробности о новых возможностях для предпринимателей Казахстана рассказала председатель правления АО «Халык-Лизинг» Айгуль Таттыбаева.

Айгуль Оразбаевна, в связи с чем в последнее время в Казахстане активизировался рынок лизинга, что послужило толчком?

— Сам по себе лизинг направлен исключительно на приобретение долгосрочных активов (основных средств) и поэтому напрямую зависит от роста инвестиций в основной капитал республики, однако его доля еще слишком низкая.

Так, объем инвестиций в основной капитал в 2018 вырос на 27%, составив 11,1 трлн тенге, против 8,8 трлн тенге в 2017, при этом доля лизинга в 11,1 трлн тенге всего порядка 200 млрд тенге. К сожалению, статистики за 2019 год на данный момент не представлено, но, учитывая крупные проекты прошлого года, а также активную деятельность лизинговых компаний, вероятно, что данный показатель может измениться.

Рейтинговое агентство Fitch подтвердило рейтинг Халык Банка на уровне «ВВ+»

Рейтинговое агентство Fitch подтвердило рейтинг Халык Банка на уровне «ВВ+»

Хотела бы отметить, что наша материнская компания – Halyk Bank достаточно активно поддерживает предпринимателей как в рамках собственно банковских, так и в рамках различных государственных программ, особенно сейчас, в условиях чрезвычайного положения (ЧП) и режима карантина в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Я имею в виду такие существенные меры, как предоставление отсрочки предпринимателям МСБ, на чей бизнес повлияло введение режима ЧП, а также финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках президентской Программы льготного кредитования. Отрадно, что и мы — дочерняя компания АО «Халык-Лизинг» — можем предложить нашим клиентам передовые решения и интересные продукты в сфере лизинга.

Проводя параллель между экономикой и рынком лизинга, можно смело сделать предположение, что чем лучше себя будет чувствовать наша экономика, тем больше будет сделано инвестиций через лизинговые инструменты. Это подтверждают и цифры за последние годы, передаваемые компаниями в Комитет по статистике МНЭ РК. На начало 2019 лизинговый портфель РК составил 477,5 млрд тенге, увеличившись с 2014 в 2,5 раза, на фоне роста ВВП с 2015. Если смотреть в разрезе последних 5 лет, среднегодовой темп прироста лизингового портфеля составил 20%, однако основная доля прироста приходится на квазигосударственные компании за счет льготного финансирования.

В целом лизинговый рынок Казахстана продолжает показывать положительную динамику, во многом благодаря поддержке со стороны государства. В большей мере развитию финансового лизинга в стране содействует правительство через различного рода программы поддержки – это механизмы субсидирования (удешевления) процентной ставки через АО «ФРП «ДАМУ» и через Минсельхоз, а также механизмы фондирования дешевыми деньгами приоритетных отраслей экономики через предприятия квазигосударственного сектора (АО «БРК Лизинг», АО «Казагрофинанс» и другие).

На какие сегменты бизнеса или отрасли направлены продукты, предлагаемые АО «Халык-Лизинг»? Кого вы видите в числе своих клиентов?

— Портрет нашего клиента сбалансирован и схож с портретом банковского клиента, однако есть различия. Не самые популярные отрасли экономики для кредитования пользуются большим спросом на лизинговом рынке. Поэтому наши основные клиенты — это фермеры, строители, дистрибьюторы, производители, то есть те предприниматели, которые что-то производят своими руками либо это перевозят. Они точно знают, когда и какое оборудование или техника им нужны, поэтому они обращаются к нам за решением их задач и ожидают компетентности во всех возможных вопросах в работе с лизингом.

Айгуль Таттыбаева

Если говорить об основных требованиях, применяемых к нашим клиентам, — это непрерывный срок деятельности клиента не менее 12 месяцев, положительное финансовое состояние и достаточная платежеспособность. Более подробно со всеми условиями и требованиями можно ознакомиться на сайте halykls.kz, Instagram:@halyk.leasing, Facebook:Halyk Leasing.

Хотелось бы отметить, что есть категория предпринимателей, которые применяют упрощенный налоговый режим. Такой предприниматель также может стать нашим клиентом. Благодаря применению специальных методик, проводится экономический анализ его бизнеса, например мелкого крестьянского хозяйства, сдачи в аренду спецтехники, оказания услуг по вывозу мусора и т.д.

Другими словами, «Халык-Лизинг» ставит задачей качество, сроки, лояльность, гибкость и клиентоориентированность в партнерских взаимоотношениях, чтобы удовлетворить потребности различных категорий клиентов, начиная от малого и заканчивая крупным предприятием.

В чем основные преимущества лизинга перед другими видами кредитования, предлагаемыми на финансовом рынке? В чем вы можете составить конкуренцию другим видам финансирования? Каких затрат/издержек удастся избежать предпринимателю при использовании инструмента лизинга?

— Если сравнивать лизинг с кредитом, то можно найти много общего, однако есть несколько принципиально важных отличий, которые и дают ряд преимуществ этому инструменту.

Во-первых, для приобретения в лизинг не требуется дополнительный залог, который является основным условием для кредитования в банках. Это преимущество связано с тем, что основную роль играет сам предмет лизинга, который рассматривается как ликвидный актив, который впоследствии можно продать на вторичном рынке или отдать во вторичный лизинг.

Вам будет интересно  Покупка автомобиля в лизинг

Во-вторых, лизинговая компания берет на себя риски, связанные с приобретением, качеством товара и его гарантией, юридической прозрачностью сделки, таможенной очисткой и другими процедурами, которые в кредите ложатся бременем на предпринимателя. Другими словами, в лизинге клиент приходит за товаром, а не за деньгами, а лизинговая компания помогает его приобрести.

В-третьих, это простота и скорость оформления, обусловленная четко выстроенными бизнес-процессами, внедренным экспресс-анализом, мобильностью и клиентоориентированностью внутри компании, а также новейшим программным обеспечением. Все данные инструменты успешно применяются в АО «Халык-Лизинг», что дает соответствующие результаты по выдерживанию заявленных сроков рассмотрения заявок.

В-четвертых, лизинг направлен на приобретение основных средств и способен не отвлекать большой объем собственного капитала из бизнеса за счет низкого первоначального взноса, ведь сэкономленные деньги можно направить обратно в бизнес в виде оборотных средств либо на модернизацию прочих основных средств.

В-пятых, лизинговые платежи идут на вычет и снижают налогооблагаемую базу для клиента, если сравнивать с другими финансовыми инструментами.

Кстати, если сравнивать с другими финансовыми инструментами, «Халык-Лизинг» запустил интересный продукт «Рассрочка», благодаря которому в короткие сроки можно получить технику в рассрочку до 12 месяцев под 18% годовых. Продукт отличается от привычного лизинга сроком, возможностью повышения первоначального взноса и способом передачи конечному покупателю, что также находит своего клиента, ведь многие клиенты не хотят нести бремя обязательств долгие годы.

Объём льготного автокредитования увеличится в этом году в 5 раз

Объём льготного автокредитования увеличится в этом году в 5 раз

В каких конкретно случаях лизинг от АО «Халык-Лизинг» будет интересен предпринимателям, в том числе учитывая и нынешнюю ситуацию, связанную с волатильностью на рынке и последствиями режима ЧП?

— Интерес в лизинге по сей день сохраняется у отечественных предпринимателей, так как пандемия — лишь временное явление. У многих компаний есть действующие контракты, многие государственные учреждения имеют выделенный бюджет к освоению в этом году — нельзя все разом приостановить. Поэтому, если говорить о потребности, то наблюдается некоторое замедление, но не снижение активности. Видимо, все выбрали выжидательную позицию во время объявленного ЧП в Казахстане, так как многие сферы экономики сейчас ограничены в своей деятельности.

Нельзя не отметить и увеличение курса доллара США в 1 квартале 2020, что также сказалось на спросе. Мелкие предприятия, которые планировали приобрести спецтехнику в этом году, вынуждены отложить данную покупку, так как из-за роста курса ее приобретение и доставка подорожали. Но есть и такие предприниматели, которым это техника нужна, и даже несмотря на увеличение стоимости они ее все равно планируют приобрести. В таких случаях клиенты ищут механизмы приобретения в лизинг, которые могут найти у нас.

К примеру, АО «Халык-Лизинг» предлагает различные методы поддержки клиентов в виде всевозможных скидок от наших проверенных партнеров-поставщиков, а также, что немаловажно, в условиях процесса восстановления экономики – оперативное и дистанционное принятие решений. Мы понимаем, как важно будет успеть сделать завтра то, что нужно было сделать еще 1-2 месяца назад, поэтому при обращении клиента сроки рассмотрения и оформления сделки максимально сжаты.

Как вы выстраиваете отношения с государственными институтами развития и, в частности, с ФРП «Даму»?

— Мы с ними достаточно плотно работаем. К примеру, к востребованным продуктам, за которыми обращаются в «Халык-Лизинг», на текущий момент можно отнести субсидирование процентной ставки через АО «ФРП «ДАМУ», Министерство сельского хозяйства РК, которое позволяет снизить нагрузку на клиента до 6-7% годовых, что является достаточно привлекательной ставкой. Надеюсь, внесенные изменения в условия «Дорожной карты бизнеса — 2025», позволят нам еще больше закрепить партнерство с фондом «ДАМУ» путем привлечения большего количества клиентов в данную программу.

Помимо сделок по субсидированию проектов, с фондом нас связывают и другие проекты. В текущем году АО «ФРП «ДАМУ» выделяет «Халык-Лизингу» средства в размере 690 млн тенге на поддержку сектора МСБ. Такое фондирование позволит снизить конечную ставку для предпринимателей, осуществляющих деятельность в это непростое время.

Несмотря на достаточность собственного капитала и выделяемых средств АО «ФРП «ДАМУ», в целях поддержки сельскохозяйственных предприятий и удешевления стоимости лизинга нашей компанией проводится работа по привлечению льготного финансирования через АО «Аграрная кредитная корпорация».

Какие крупные проекты АО «Халык-Лизинг» уже удалось реализовать?

— После объявления о восстановлении деятельности, одним из первых на наши продукты откликнулся крупный отечественный товаропроизводитель из пищевой отрасли с целью приобретения железнодорожного подвижного состава — вагонов. Задача была непростая, так как в очень сжатые сроки пришлось провести качественный анализ и проработать трехстороннюю международную сделку.

Мы предложили клиенту инструменты субсидирования через государственные программы, он выбрал субсидирование через Министерство сельского хозяйства РК и подал заявку к нам в «Халык-Лизинг». Почему предпочтение клиента было отдано лизингу? Потому что, во-первых — это быстро, во-вторых, за счет инструментов субсидирования государством – это выгодно, в-третьих, отсутствует дополнительный залог, и, в-четвертых, в самой сделке участвует «Халык-Лизинг», который не предоставляет кредит, а является непосредственно покупателем данных вагонов с дальнейшей передачей в лизинг, что снижает риски предпринимателя.

Вам будет интересно  Лизинг авто для юридических и физических лиц: ТОП-7 компаний

В онлайн-кредитовании малого и микробизнеса расстановка сил изменится

В онлайн-кредитовании малого и микробизнеса расстановка сил изменится

Цели у предпринимателей всегда одинаковые – увеличить доходы и снизить издержки. В случае с нашим клиентом вопрос стоял в сокращении расходов по аренде подвижного состава, т.к. по роду деятельности и территориальной расположенности без данного вида транспорта функционирование невозможно, тем более когда речь идет об экспортном товаре. Самой главной проблемой в данном вопросе была не стоимость аренды, хотя она тоже играла далеко не последнюю роль, а вопрос наличия свободных арендуемых вагонов, что очень сильно сказывалось на сроках доставки, а соответственно, и объемах продаж, так как мощность завода и потребности покупателей превышали возможности транспортировки. Благодаря собственному вагонному парку клиент может самостоятельно руководить логистикой и не испытывать зависимости от третьих лиц, что дает возможность за более короткий срок отгрузить больший объем товара, увеличив свои доходы.

Необходимо отметить, что «Халык-Лизинг» делает серьезный акцент на поставщиках приобретаемых в лизинг товаров, так как качество и надежность — залог успешного развития. Поэтому в данном проекте запас прочности и надежности приобретенных вагонов гарантируется проверенным крупнейшим заводом-изготовителем Российской Федерации, что позволит сократить возможные расходы на ремонт в будущем и использовать продукцию долгие годы.

С чем вы связываете перспективы развития рынка лизинга в Казахстане в ближайшее время?

— Как уже говорилось, лизинговая отрасль достаточно чувствительна к инвестициям в основной капитал, и значительное влияние на рынок оказывает именно состояние экономики. Если спроектировать ситуацию, что объемы государственной поддержки лизинга не будут сокращаться, надеюсь, снижение темпов экономического роста в стране не будет критическим и мировая экономика быстро оправится от последствий пандемии коронавируса COVID-19, а именно восстановится международная логистика, заработают заводы — изготовители техники, восстановится прежний темп и порядок жизни, то вероятно, что темпы прироста лизингового портфеля увеличатся уже в следующем году, а возможно, даже покажут рост и по итогам текущего года.

Поэтому если говорить о перспективах развития рынка лизинга в Казахстане, можно выделить несколько факторов, которые могут благоприятствовать этому. Во-первых, основной потенциал сохраняется в развитии самой экономики, в частности строительного сектора, дорожного строительства, сельского хозяйства, транспортно-логистической отрасли и развитии городской инфраструктуры. Во-вторых, предоставление фондирования частным лизинговым компаниям со стороны государства по низким ставкам, а также участие в государственных программах дало бы значительный толчок увеличению объема рынка.

При этом государственная поддержка экономики в различных отраслях будет играть по-прежнему ведущую роль в развитии лизинговой деятельности и являться основным драйвером данного финансового инструмента, однако конкуренция со стороны частных лизинговых компаний будет усиливаться за счет большей мобильности и заключением новых договоров лизинга.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Как работает финансирование от «БРК-Лизинг» по программе «Нурлы-Жол»?

Informburo.kz совместно с «БРК-Лизинг» разбирается, как получить лизинговое финансирование по госпрограмме «Нурлы-Жол» на 2015-2019 годы.

Лизинговое финансирование предпринимателей, приобретающих спецтехнику отечественного производства, зарекомендовало себя как простой и эффективный механизм как поддержки автопроизводства, так и обновления технического парка казахстанских компаний.

Оператором в этом процессе выступает «БРК-Лизинг», который действует в рамках сразу пяти госпрограмм, это: ГПИИР 2015-2019, «Дорожная карта бизнеса 2020», «Нурлы-жол 2015-2019», «Программа лизингового финансирования по обновлению автобусного парка в рамках поддержки отечественных автопроизводителей» и «Программа лизингового финансирования по обновлению машинно-тракторного парка в рамках поддержки отечественных производителей сельскохозяйственного машиностроения». При этом лизинг, например, железнодорожного транспорта имеет свои особенности.

Некоторые СМИ дают не совсем корректную информацию о финансировании проектов через «БРК-Лизинг», поэтому посмотрим, как оно происходит по госпрограмме «Нурлы-Жол», в том числе на конкретном примере производства вагонов АО «ЗИКСТО», и чем отличается от финансирования по другим направлениям.

№1. Для чего предназначено лизинговое финансирование от «БРК-Лизинг» по программе «Нурлы-Жол»?

Программа работает для поддержки отечественных автопроизводителей через механизм лизингового финансирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые приобретают автотранспортные средства и автотехнику специального назначения отечественного производства, за исключением легкового транспорта. В частности, можно приобрести технику таких отечественных автопроизводителей, как Hynday Trans Auto, Сарыаркаавтопром, Камаз-Инжиниринг, СЕМАЗ, ЗИКСТО.

№2. Каковы условия лизингового финансирования по программе «Нурлы-Жол»?

Финансирование предоставляется под 3% годовых в тенге на срок от 3 до 5 лет. Предполагается участие собственными денежными средствами в размере 30% от стоимости предмета лизинга. Передача предметов лизинга в сублизинг запрещается. Срок изготовления и поставки товара не должен превышать 9 месяцев с даты подписания договора.

№3. Есть ли дополнительные комиссии?

Комиссии по программе отсутствуют, за исключением комиссий, сборов и/или иных платежей, взимаемых, если лизингополучатель нарушает условия договора финансового лизинга. Размер агентского обслуживания, взимаемого ежегодно автопроизводителем с лизингополучателя, не должен превышать 2,5% от остатка непогашенной лизингополучателем АО «БРК-Лизинг» стоимости предмета лизинга. Страхование КАСКО осуществляется за счёт лизингополучателя.

Вам будет интересно  Учет лизингового автомобиля на балансе лизингополучателя: проводки и другая важная информация | «Правовест Аудит»

№4. Есть ли льготный период по выплатам?

Есть. Но только по оплате основного долга: срок льготного периода по нему составляет до 6 месяцев. По ставке вознаграждения льготный период не предусмотрен. Периодичность погашения суммы основного долга — ежемесячно или ежеквартально, по решению уполномоченных органов лизингодателя.

№5. Каков алгоритм получения лизинга?

Процесс получения лизингового финансирования от «БРК-Лизинг» по программе «Нурлы-Жол» прост и состоит из пяти последовательных шагов:

  • Выбрать спецтехнику
  • Собрать и предоставить документы
  • Заключить договор лизинга
  • Внести аванс за спецтехнику
  • Получить спецтехнику

С перечнем всех необходимых документов как для автопроизводителя, так и для лизингополучателя, можно ознакомиться здесь.

№6. Особенности условий лизинга ж/д транспорта от «БРК-Лизинг»

Приобретать железнодорожный транспорт в лизинг экономично в первую очередь для предприятий, которые занимаются большими объёмами грузовых перевозок. Предметами лизинга могут быть: локомотивы и пассажирские и грузовые вагоны различных типов. Общая стоимость оборудования должна начинаться от 500 млн тенге. Ставка вознаграждения – от 9% годовых. Авансовый платёж – от 20%. Срок лизинга – 3-15 лет.

№7. Ж/д лизинг на практике: пример крупнейшего проекта по производству вагонов АО «ЗИКСТО»

В августе 2016 года АО «БРК Лизинг» начало финансирование крупнейшего проекта по производству 1 108 лизинговых вагон-платформ отечественного производства. Проект реализуется в рамках ГПИР «Нурлы-Жол» на 2015-2019 годы. Указом Главы Государства предусмотрено лизинговое финансирование грузовых вагонов за счёт привлечения средств АО «ЕНПФ» в размере 17,5 млрд тенге через выпуск облигаций АО «Банк Развития Казахстана». Эту сумму выдал в качестве лизингового кредита АО «БРК-Лизинг».

Поставщик вагонов – казахстанский завод-производитель железнодорожной продукции АО «ЗИКСТО». Согласно договору срок реализации проекта — 10 лет, то есть до августа 2026 года. Ставка вознаграждения по лизинговой сделке — 18% годовых.

Продукция в полном объёме изготовлена АО «ЗИКСТО» и передана АО «БРК-Лизинг» в 2017 году. Согласно условиям договора, до конца срока кредитования владельцем вагон-платформ является АО «БРК-Лизинг».

На фото: производство вагон-платформ на АО

№8. Как производятся выплаты по сделке?

Уже в январе 2017 года АО «БРК-Лизинг» получил первое вознаграждение по сделке в размере 1 280 000 000 тенге.

Официальные финансовые данные по сделке, по состоянию на 5 декабря 2019 года таковы:

  • Общая сумма займа составила 17 511 783 746 тенге.
  • Сумма выплаченного основного долга за период с августа 2016 года по 1 декабря 2019 года составляет 2 750 000 000 тенге.
  • Сумма, выплаченная в рамках установленной ставки вознаграждения, за период с августа 2016 года по 1 декабря 2019 года составила 9 169 439 067 тенге.

№9. АО «ЗИКСТО» – надёжный производитель

Финансовые данные по деятельности предприятия за период 2016-2019 годы таковы:

  • Налоги и отчисления в государственный бюджет составили 3 175 198 132 тенге,
  • Выплаты заработной платы сотрудникам 2 578 387 272 тенге,
  • Профсоюзные выплаты составили 51 277 154 тенге,
  • Выплаты по коммунальным услугам составили 848 443 294 тенге.
  • На текущий момент на предприятии трудоустроено свыше 600 человек. Задолженности по заработной плате сотрудников у предприятия отсутствуют.
  • Предприятие работает в штатном режиме.

По данным АО «БРК Лизинг», в данный момент АО «ЗИКСТО» выполняет все свои обязательства в срок и в полном объёме. АО «БРК-Лизинг» осуществляет постоянный мониторинг предприятия и никаких претензий к АО «ЗИКСТО» не имеет.

№10. Почему этот проект важен для экономики Казахстана?

Проект имеет важное значение для промышленности и транспортной индустрии Казахстана. Помимо возврата основного долга, в рамках установленной ставки вознаграждения после завершения контракта государство получит в бюджет страны более 6 млрд тенге от заёмщика. А более 2 000 выпущенных вагон-платформ уже позволяют ежегодно зарабатывать на транспортном потенциале страны более 20 млн долларов ежегодно, обеспечивая грузоперевозки по направлениям Западный Китай и Западная Европа.

№11. Какую минимальную сумму можно получить по лизинговому финансированию от «БРК-Лизинг»?

Минимальная стоимость предметов лизинга должна быть следующей:

  • по госпрограмме «Дорожная карта бизнеса 2020» — 80 млн тенге (по легкой промышленности — 50 млн тенге);
  • по «Нұрлы-Жол 2015-2019»: Поддержка отечественных автопроизводителей — минимальная сумма отсутствует;
  • по лизинговому финансированию тракторов и комбайнов отечественного производства — минимальная сумма отсутствует;
  • по другим проектам — 500 млн тенге.

Минимальная сумма финансирования по лизинговому финансированию автобусов отечественного производства составляет — 100 млн тенге.

№12. Какие проекты «БРК-Лизинг» не финансирует?

АО «БРК-Лизинг» запрещается финансирование проектов в следующих отраслях:

  • производство оружия;
  • производство алкогольной продукции;
  • производство наркотиков, наркотических средств и психотропных веществ;
  • производство табачных изделий.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

https://forbes.kz/finances/finance/ao_halyik-lizing_-_vyigodno_udobno_byistro_i_prozrachno
https://informburo.kz/special/kak-rabotaet-finansirovanie-avtoproizvodstva-ot-brk-lizing-po-programme-nurly-zhol.html